Клериссо

174

, Шарль Луи (Clerisseau, Charles-Louis) 1721, Париж — 1820, Отей. Французский рисовальщик, архитектор. Сыграл значительную роль в распространении декоративных элементов стиля неоклассицизм. Одним из первых в XVIII столетии стал использовать в проектах убранства интерьеров мотивы помпеянских росписей ("стиль Людовика XVI" или "арабески"). Его рисунки, исполненные в живописной манере в различных техниках (гуаши, акварели и т. Д.), со смягченными контурами архитектурных построек, великолепным знанием архитектурной композиции, высоко ценились современниками (Интерьер руинной комнаты в Тринита деи Монти в Риме, ок. 1766. Портик Парфенона, ок. 1766, обе — Кембридж, Музей Фицуильям). В Париже обучался у архитектора Г.

Бофрана. В 1746 получил Grand Prix парижской Академии художеств. Продолжил обучение как ее пенсионер (1749—1754) во Французской академии в Риме. Блестяще изучил античные памятники и сопровождал по Вечному городу шотландских архитекторов братьев Дж. И Р. Адам (сблизился с ними в 1755) и У. Чемберса. С братьями Адам в 1757 посетил Сполето в Далмации (ныне — Сплит), где изучал греческую дорику. Большой резонанс в среде антикоманов имела книга с рисунками храмов, выполненными Клериссо, которая была издана братьями Адам в Лондоне (1764). В период пребывания в Италии (1749—1767) Клериссо создал для просвещенного венецианского патриция Филиппо Фарсетти проект украшения сада его виллы в Санта Мария ди Сала около Венеции.

Фарсетти хотел иметь пейзаж, напоминающий сад виллы Адриана в Тиволи. Он покупал в Риме гипсы с известных античных скульптур для предполагаемой Академии искусств, музея, который мечтал здесь создать Клериссо, вместе с Дж. Б. Пиранези часто посещал виллу Адриана, делал зарисовки руин, обмеры. К сожалению, этот план остался неосуществленным. Не были воплощены в действительность и проекты убранства вилл кардинала Доменико Пассионеи во Фраскати и кардинала Алессандро Альбани в Риме (1764). В Риме Клериссо увлекся трудами И. И. Винкельмана, впоследствии переписывался с ним, немецкий теоретик неоклассицизма призывал покинувшего в 1767 Италию Клериссо "не отступать от стези увлечения античностью". Винкельман оставил в одном из своих писем описание "курьезной" Руинной комнаты (ок.

1766) — монашеской кельи римской церкви Тринита деи Монти, решенной в проекте Клериссо в виде интерьера римского храма с колоннами, саркофагами, нишами с кессонами. Подробное ее описание сохранилось и в книге о Пиранези, написанной зятем Клериссо Г. Леграном. С 1767 Клериссо работал во Франции. Созданные им проекты убранства замка Луи Борели из Марселя (1767) в стиле "a l’antique" не были осуществлены. В 1770-е он начал изучать античные памятники Франции и издал в 1778 увраж с памятниками Нима. С 1769 — член парижской Академии художеств. В начале 1770-х братья Адам пригласили его в Англию для совместной работы, но Клериссо пытался работать самостоятельно. Его проект интерьера Лансдаун-Хаус, однако, был отвергнут заказчиком.

По возвращении в Париж Клериссо исполнил ответственный заказ — проекты дворца ("Римского дома") Екатерины II в духе виллы Адриана в Тиволи и храмовых построек в саду, рисунки украшения интерьера (мебели, светильников). Работы Клериссо оказали значительное влияние на формирование "вкуса к классике" у русских зодчих (Гос. Эрмитаж располагает большим количеством его рисунков). Осуществленные работы во Франции. Убранство двух салонов дворца Лорана Гримо де Ла Реньер в Париже (1775—1777, 1780—1782) с гротесками в "стиле Людовика XVI", Палас де Джустис в Мерце (1776—1779) с живописно фланкирующими вход римскими трофеями. Украшение салона дворца в Веймаре для Августа Саксонского (1792) не было завершено. В 1796 Клериссо также исполнил гуаши по заказу Леопольда Ангальт-Дессауского (двоюродного брата Екатерины II) для украшения его дворца.

На карикатуре П. Л. Гецци (1751) известный архитектор и рисовальщик изображен в римском пейзаже с шутливой надписью. "Весьма достойный человек". Во время Французской революции художник потерял состояние. В последние годы жизни он работал менее активно, но в 1804 переиздал свой труд об античных памятниках Нима с текстом Г. Леграна. В 1810 стал членом Академии художеств Руана, в 1815 был награжден орденом Почетного легиона. Самые большие коллекции рисунков Клериссо хранятся в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Музее Фицуильям в Кембридже, Музее Соана в Лондоне.Лит. Mc Cormick T. J., Flemming J. A Ruin Room by Clerisso // Connoisseur. 1962. April. Vol. 149. P. 239—243. Vio E. Villa Farnesina a Santa Maria di Sala. Venezia, 1967. Mc Cormick T.

J. Charles Louis Clerisseau and the Genesis of Neo-Classicism. London, 1990..

Значения в других словарях
Клее

, Пауль (Klee, Paul) 1879, Мюнхенбухзее, близ Берна — 1940, Локарно. Швейцарский живописец, график и теоретик искусства. Учился в Мюнхене у Книрра и в Академии художеств у Штука (1898—1901). Совершив в 1901—1902 поездку в Италию, вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке Инвенции, 1903—1904). После кратковременного пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) обосновался в Мюнхене, где в 1911, сблизившись с Кандинским, Марком, Макке, примкнул к объединению "Си..

Клементе

, Франческо (Clemente, Francesco) Род. 1952, Неаполь. Итальянский художник. Представитель трансавангарда (течения постмодернизма). Обучался профессии архитектора в Риме. В 1973—1974 совершил поездки в Индию и Афганистан. В живописи Клементе сферические пространства вмещают в себя самые разнообразные стилистические и иконографические элементы. Натуралистические изображения соседствуют с абстракцией, четкий рисунок перекрывается размашистыми мазками и расплывчатыми пятнами, разномасштабные фигуры ..

Климт

, Густав (Klimt, Gustav) 1862, Вена — 1918, Вена. Австрийский живописец. Представитель стиля модерн (югендстиля). Учился в венской Школе художественных ремесел по классу живописи у Ф. Лауфбергера (1876—1883). В ранний период творчества следовал академическим традициям исторической живописи, сотрудничая с Макартом в исполнении монументальных декораций. В живописных панно, украшающих лестницу Музея истории искусств (1891), в серии малоформатных аллегорий 1890-х проявились влияния символизма, особе..

Клингер

, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1..

Дополнительный поиск Клериссо Клериссо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клериссо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клериссо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа