Клуэ, Жан

185

(Clouet, Jean), прозв. Жане (dit Janet) Ок. 1485, (?) — ок. 1541, Париж. Французский живописец и рисовальщик эпохи Возрождения, портретист. Выходец из Нидерландов. Впервые упоминается в 1516 как художник Франциска I. В 1516—1519 работал над серией портретных миниатюр для Записок о Галльской войне Юлия Цезаря, изображающих героев битвы при Мариньяно, состоявшейся в 1515 (Париж, Национальная библиотека). Ж. Клуэ создает запоминающиеся образы энергичных и деятельных сподвижников Франциска I. Маршала Лотрека, адмирала Бонниве и др. Особенно ярко индивидуальность модели выявлена в подготовительных рисунках, выполненных черным карандашом и подкрашенных иногда сангиной (большая часть, около 130 — Шантийи, Музей Конде). Художник не смягчает резкие, грубоватые черты, крупные носы, волевые выступающие подбородки.

Адмирал Бонниве, Гайо де Женуйак (оба — 1516, Шантийи, Музей Конде). С годами в портретах Ж. Клуэ появляется больше глубины, его взгляд острее проникает во внутренний мир модели. Таков портрет Гайо де Женуйака, выполненный итальянским карандашом в 1525 (Шантийи, Музей Конде), но при этом не утрачивается монолитная цельность в трактовке образа. Рисованные портреты, "карандаши", как их называют, входят в моду, их коллекционируют, они становятся отличительной особенностью французского Ренессанса как самостоятельный вид искусства. Ж. Клуэ прославился и в качестве живописца. Он (возможно, при участии своего сына Франсуа Клуэ) является автором великолепного портрета Франциска I (ок. 1525—1535, Париж, Лувр) — одного из первых парадных произведений такого рода в искусстве Франции.

Однако репрезентативность не затмевает человека, его характер, пристрастия, индивидуальные склонности. Перед нами умный, всевластный монарх, которому не чужды коварство, изворотливость, тщеславие, сластолюбие. Здесь передано и новое, пришедшее с Возрождением самоощущение человека в мире — независимость. При этом картина сохраняет качества драгоценного предмета, она воспринимается как изделие ювелирного искусства, как многокрасочное панно, переливающееся пурпуром, мерцающее узорочьем золотого шитья, тончайшей отделкой украшений и оружия. Одна из лучших работ Ж. Клуэ — портрет известного гуманиста Гийома Бюде (ок. 1536, Нью-Йорк, музей Метрополитен), лицо которого отмечено духовной сосредоточенностью, проницательностью.

Художник не подписывал своих произведений, наиболее достоверными считаются портреты герцога Гиза Клода Лотарингского (ок. 1525, Флоренция, галерея Питти), Неизвестного с томиком Петрарки (ок. 1535, Лондон, Хемптон-Корт, Королевское собрание), Франциска I на коне (ок. 1540, Флоренция, галерея Уффици), Людовика Клевского, графа Неверского (ок. 1530, Бергамо, Академия Каррара) и др. Современники высоко чтили талант Ж. Клуэ, поэт К. Маро считал его равным Микеланджело.Лит. Мальцева Н. Л. Клуэ. М., 1963. Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978. Moreau-Nelaton E. Les Clouet et leurs emules, Paris, 1924. 3 vol. Mellen P. Jean Clouet. London. Paris. New York, 1971..

Значения в других словарях
Клодель

, Камилла (Claudel, Camille) 1864, Фер-ан-Тарденуа — 1943, Вильнев-лез-Авиньон. Французский скульптор. Камилла воспитывалась в интеллигентной семье, ее родители ценили художественную одаренность своих детей и способствовали развитию их способностей. Брат Поль стал впоследствии известным писателем, сестра — пианисткой. Чтобы дети могли получить должное образование, семья переехала в Париж. Учителями Камиллы были известные скульпторы Буше, П. Дюбуа, но самую значительную роль в ее жизни и творчест..

Клодион

(Clodion), наст. Имя Клод, Мишель (Claude, Michel) 1738, Нанси — 1814, Париж. Французский скульптор, в творчестве которого воплотились наиболее характерные особенности стиля рококо. Клод Мишель — будущий Клодион — был десятым и последним ребенком в семье. Его мать — сестра известного скульптора Л. С. Адана, который и стал первым учителем Клода. Затем он учился у Ж. Б. Пигаля и в Королевской школе. Здесь в 1762 он получает первый приз по скульптуре и право продолжать обучение в Италии. По дороге..

Клуэ, Франсуа

(Clouet, Francois), прозв. Жане (dit Janet) Ок. 1505/1510, Тур — 1572, Париж. Французский живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца Жана Клуэ, которому с юности помогал выполнять заказы (возможно, участвовал в создании портрета Франциска I, ок. 1535, Париж, Лувр) и наследовал его должность придворного живописца короля. Прославился в основном как портретист, но писал и композиционные картины, оформлял придворные празднества, снимал посмертные маски. Франциска I, Дофина, Генриха I..

Кнаус

, Людвиг (Knaus, Ludwig) 1829, Висбаден — 1910, Берлин. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Учился в Висбадене у пейзажиста Якоби. В 1845—1848 занимался в Академии художеств Дюссельдорфа, однако склонность молодого художника к бытовой живописи, к достоверному воспроизведению действительности привела к недовольству Совета Академии. В дальнейшем Кнаус совершенствовался самостоятельно, работая в Гессене и Шварцвальде, осваивая приемы пленэрной живописи. В 1852—1861 жил в Париже, путеш..

Дополнительный поиск Клуэ, Жан Клуэ, Жан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клуэ, Жан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клуэ, Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа