Клуэ, Франсуа

131

(Clouet, Francois), прозв. Жане (dit Janet) Ок. 1505/1510, Тур — 1572, Париж. Французский живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца Жана Клуэ, которому с юности помогал выполнять заказы (возможно, участвовал в создании портрета Франциска I, ок. 1535, Париж, Лувр) и наследовал его должность придворного живописца короля. Прославился в основном как портретист, но писал и композиционные картины, оформлял придворные празднества, снимал посмертные маски. Франциска I, Дофина, Генриха II. Французский поэт П. Ронсар посвятил ему стихотворение. В портретах Генриха II (1559, Флоренция, галерея Уффици) и его сына Карла IX (1566, Вена, Музей истории искусства) запечатлены индивидуальные черты характера модели.

Спокойная уверенность, ироничность, властная сила отца особенно явственно проступают рядом с настороженностью и неуравновешенностью сына. Подлинным шедевром является портрет австрийской принцессы Елизаветы, ставшей королевой Франции (ок. 1571—1572, Париж, Лувр). Талант художника достиг зрелости, рука — аристократизма. Образ кареглазой 17-летней девушки исполнен строгой прелести, которую оттеняют виртуозно написанные жемчуга, драгоценные камни, украшающие ее изысканный наряд, вплетенные в золотистые косы. В полную мощь раскрывается одаренность Клуэ, когда он пишет людей, духовно близких ему. Таков портрет его друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Париж, Лувр), в котором передано благородство души, чувство собственного достоинства, значительность и глубина внутреннего мира ученого, — перед нами человек новой эпохи.

Область искусства, составляющая особую примету французского Ренессанса, — карандашные портреты. Они становятся предметом страстного коллекционирования. Известно, что в собрании Екатерины Медичи было около 550 рисованных портретов — "карандашей", как их называли. Клуэ — непревзойденный мастер карандашного портрета, здесь он непосредственнее и искреннее, нежели в парадных живописных работах. Выполненные на бумаге, итальянским карандашом, иногда чуть подкрашенные сангиной или цветными карандашами, они доносят до нас облик и особенности характера людей сер. XVI в. Вдохновительницы Реформации, матери Генриха IV Жанны д’Альбре (кон. 1540-х). Юной принцессы Маргариты Французской (ок. 1560, оба — Шантийи, Музей Конде).

Ее матери, умной и коварной королевы Екатерины Медичи (ок. 1540, Париж, Нац. Библиотека), соучастника Варфоломеевской ночи Карла IX (1566, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Несколько быстрых, точных линий, легких штрихов — и из небытия возникают образы прелестных женщин, придворных интриганов, полководцев, поэтов, ученых и др. Персонажей той драматической эпохи. Клуэ считается автором ряда картин. Купание Дианы (ок. 1550—1560, Руан, Музей изящных искусств), Дама в ванне (ок. 1560—1570, Вашингтон, Нац. Галерея искусства). Оказал значительное влияние на живописцев и графиков своего времени.Лит. Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978. Moreau-Nelaton E. Les Clouet et leurs emules. 3 vol. Paris, 1924..

Значения в других словарях
Клодион

(Clodion), наст. Имя Клод, Мишель (Claude, Michel) 1738, Нанси — 1814, Париж. Французский скульптор, в творчестве которого воплотились наиболее характерные особенности стиля рококо. Клод Мишель — будущий Клодион — был десятым и последним ребенком в семье. Его мать — сестра известного скульптора Л. С. Адана, который и стал первым учителем Клода. Затем он учился у Ж. Б. Пигаля и в Королевской школе. Здесь в 1762 он получает первый приз по скульптуре и право продолжать обучение в Италии. По дороге..

Клуэ, Жан

(Clouet, Jean), прозв. Жане (dit Janet) Ок. 1485, (?) — ок. 1541, Париж. Французский живописец и рисовальщик эпохи Возрождения, портретист. Выходец из Нидерландов. Впервые упоминается в 1516 как художник Франциска I. В 1516—1519 работал над серией портретных миниатюр для Записок о Галльской войне Юлия Цезаря, изображающих героев битвы при Мариньяно, состоявшейся в 1515 (Париж, Национальная библиотека). Ж. Клуэ создает запоминающиеся образы энергичных и деятельных сподвижников Франциска I. Маршал..

Кнаус

, Людвиг (Knaus, Ludwig) 1829, Висбаден — 1910, Берлин. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Учился в Висбадене у пейзажиста Якоби. В 1845—1848 занимался в Академии художеств Дюссельдорфа, однако склонность молодого художника к бытовой живописи, к достоверному воспроизведению действительности привела к недовольству Совета Академии. В дальнейшем Кнаус совершенствовался самостоятельно, работая в Гессене и Шварцвальде, осваивая приемы пленэрной живописи. В 1852—1861 жил в Париже, путеш..

Кноллер

, Мартин (Knoller, Martin) 1725, Инсбрук — 1804, Милан. Живописец-неоклассицист австрийского происхождения, работавший в Италии. Родом из Тироля, сын художника из Инсбрука. Окончил в Вене Академию художеств. С 1755 жил в Риме, увлекался эстетическими идеями И. И. Винкельмана и А. Р. Менгса, изучал живопись последнего. С 1759 работал в Милане, где ему покровительствовал граф Карл фон Фирмиан. Получив титул придворного художника, остался работать в Ломбардии. Известное полотно Кноллера Цицерон у м..

Дополнительный поиск Клуэ, Франсуа Клуэ, Франсуа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клуэ, Франсуа" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клуэ, Франсуа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа