Колдер

161

, Александр (Calder, Alexander) 1898, Филадельфия — 1976, Нью-Йорк. Американский скульптор, работавший во Франции и других европейских странах. Один из основоположников направления кинетического искусства. Родился в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. В 1915—1919 обучался в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 посещал вечерние курсы рисования в Нью-Йорке, в 1923—1926 прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг" под руководством Джорджа Лакса и Джона Слоуна. В 1926 переехал в Париж, где, сблизившись с кругами сюрреалистов и конструктивистов, нашел новую форму скульптуры — фигурки из проволоки.

Эти рисунки в пространстве, проникнутые веселым юмором, наделены подвижностью марионеток, поскольку гибкий материал позволяет легко менять позы фигур (Жозефина Бейкер, ок. 1928, Париж, Нац. Музей современного искусства. Ромул и Рем, 1928, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Увлекшись цирком, Колдер создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей (Цирк Колдера, 1926—1930, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение посредством нитей, проволок, каучуковых трубок, и автор этой хитроумной игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей. При посещении в 1930 мастерской Мондриана Колдер открыл для себя заключенный в абстрактном искусстве потенциал обобщенного моделирования структур реального мира.

Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировались движения небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т. Н. Мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором (Универсум, 1934, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Маленькое голубое панно, 1936, Париж, Нац. Музей современного искусства). В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов.

Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку (Павлин, 1941, частное собрание. Раздвоенная башня, 1950, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни. Диски в воздухе, 1967, Лондон, галерея Уэддингтон). В 1950-е мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма.

В их динамике, в неожиданном оживлении то одних, то других элементов проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразительными формами (Посвящение Шагалу (Мобиль с летающей козой), 1944, частное собрание. Рыба с человеческой головой, 1976, частное собрание). Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т. Н. Стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов.

Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц. Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки (Людоед с флагами, 1945, Нью-Йорк, перед зданием Музея современного искусства. Головы и хвост, 1965, Берлин, площадь перед Новой нац. Галереей. Воин с алебардой, 1971, Ганновер, площадь перед Музеем Шпренгель. Фламинго, 1973, Чикаго, площадь Федерального центра. Стабиль на эспланаде Дефанс, 1978, Париж). Разносторонний талант Колдера проявился также в сценографии (оформление балета Марты Грэхэм Панорама, 1935), в книжной графике, в ювелирном искусстве (украшения с подвижными элементами), в создании картонов для шпалер.Лит.

Calder A., Davidson J. Calder, An Autobiography with Pictures. New York, 1966. Marter J. M. Calder. Cambridge, 1991. Pierre A. Calder. La sculpture en mouvement. Paris, 1996..

Значения в других словарях
Кодацци

, Вивиано (Codazzi, Viviano) 1604, Бергамо — 1670, Рим. Итальянский живописец. Мастер, оказавший значительное влияние на развитие ведуты XVIII в. Работал в Риме, где, по-видимому, испытал влияние А. Тасси, писавшего архитектурные сооружения во фресках Дж. Ланфранко и др. Мастеров. С 1634 начал работать в Неаполе, привнес в неаполитанскую живопись архитектурный пейзаж. Написал архитектурные постройки в Распятии Кавалера Д’Арпино и во фреске М. Станционе "Се Человек" (1639—1647, чертоза Сан Мартин..

Козенс

, Джон Роберт (Cozens, John Robert) 1752, Лондон — 1797, Лондон. Английский живописец. Работал главным образом в акварели. Мастер т. Н. Живописного (picturesque) пейзажа. Учился у своего отца А. Козенса. Начал выставляться в 1767. Основное направление его творчества определили два долгих путешествия по Швейцарии и Италии. В 1776—1779 с Р. Пайн Найтом и в 1782—1783 с У. Бекфордом, которых он сопровождал в качестве художника, обязанного запечатлеть посещаемые места и достопримечательности. Главной..

Коллино

, Иньяцио (Kollino, Ignazio) 1724, Турин — 1793, Турин. Итальянский скульптор. Уроженец Пьемонта. Занимался сначала у француза Ф. Ладатто, затем у Дж. Б. Маини в Риме, куда был отправлен на обучение королем Пьемонта Витторио Амедео II. С 1760 — член Академии Св. Луки. В 1767 возвратился в Турин, где открыл школу скульптуры. Исполнял работы (часто совместно с младшим братом Филиппе) для Королевского дворца в Турине, дворца в Ступиниджи, базилики Суперга в Турине. Ему приписываются статуи Актеон и..

Колло

, Мари Анна (Collot Marie Anne) 1748, Париж — 1821, Маримон, близ Нанси. Французский скульптор, портретист. В 16 лет поступила в мастерскую известного скульптора Э. Фальконе. Специализировалась в области портретной пластики. Актер Превиль в роли Сганареля (1765—1766), Портрет Дидро (1766, Париж, Музей монументов), Портрет неизвестного (1765, Париж, Лувр). Важным событием в творческой жизни Колло стало пребывание в России (1766—1778) вместе с Э. Фальконе. В Санкт-Петербурге она пользовалась успех..

Дополнительный поиск Колдер Колдер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колдер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колдер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа