Лебрен
, Шарль (Le Brun, Charles) 1619, Париж — 1690, Париж. Французский живописец. Сын скульптора. Рано обнаружил незаурядный талант и оказался под покровительством придворных художественных кругов. С 1634 учился в мастерской Вуэ, где быстро освоил набор модных приемов официальной живописи — театрализованные композиции и жесты, обилие пышных драпировок, общую декоративность, усиленную эффектами освещения. Самая ранняя из известных подписанных работ — Распятие (1637, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), хотя и носит явные черты влияния Рубенса, но демонстрирует при этом сложившееся мастерство и творческую силу 18-летнего живописца. Уже в годы обучения Лебрен начал выполнять большие заказы, в частности, для кардинала Ришелье (Геракл и Диомед, 1641, Ноттингем, Художественный музей).
С 1642 по 1646 мастер жил в Италии, тесно общаясь с Пуссеном, изучая живопись Рафаэля, Г. Рени, но более всего — болонских академистов. Вернувшись в Париж, он выполняет в основном большие картины на религиозные сюжеты и декоративные росписи дворца (Кающаяся Магдалина, ок. 1653, Париж, Лувр. Галерея Геракла в отеле Ламбер). Около 1655 выполнен знаменитый Портрет канцлера Сегье (Париж, Лувр), где Лебрен в полной мере проявил свой талант официального придворного живописца, для которого не имеют значения ни подлинные достоинства или отрицательные черты модели, ни собственные впечатления и раздумья. Главное в произведении для Лебрена — воплощение официальной идеи, религиозной или светской, апофеоз власти, явленный с максимальным декоративным величием.
Именно это достоинство художника было в первую очередь оценено его всемогущими заказчиками. Сначала Н. Фуке, а затем Людовиком XIV. В декоративных работах для дворца и парка Фуке в Во-ле-Виконт (1658—1667) проявились творческая широта и декоративная фантазия Лебрена. Он решал любые художественные задачи, возникавшие при строительстве богатейшего загородного дворца — в интерьерах и парке, расписывая стены и плафоны, рисуя эскизы ковров и скульптуры, проектируя спектакли и праздники. Следующее десятилетие (1660-е) — время сплошных триумфов Лебрена. Один из основателей Королевской академии живописи, он в 1663 стал директором мануфактуры Гобеленов, а в 1664 был утвержден в звании первого художника короля. Неудивительно, что именно Лебрен возглавил все декоративные работы в Версальском дворце, увековечив в грандиозном художественном ансамбле идею королевского величия и власти.
Используя приемы итальянского барокко наряду с формально понятыми принципами пуссеновского классицизма, Лебрен создал т. Н. "стиль Людовика XIV" — стиль огромных декоративных ансамблей, объединявший возможности всех видов искусств во имя воплощения главной, официальной идеи (Зеркальная галерея, 1679—1684. Салоны Мира и Войны, 1685—1686. Большие апартаменты, все — Версаль. Декорации дворца в Марли). Созданный Лебреном стиль на протяжении десятилетий доминировал в художественном воображении и в королевских резиденциях Европы.Лит. Ch. Le Brun, peintre et dessinateur. Catalogue. Versailles, 1963..
Дополнительный поиск Лебрен
На нашем сайте Вы найдете значение "Лебрен" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лебрен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 6 символа