Леже

211

, Фернан (Leger, Fernand) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. Французский художник. Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. Поселившись в 1908 в интернациональной колонии художников "Улей", Леже сблизился с монпарнасской группировкой кубистов "Золотое сечение". В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер. Свадьба, ок. 1910—1911, Париж, Нац. Музей современного искусства).

В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913. 14 июля, 1915, Бьо, Нац. Музей Фернана Леже). В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму. Дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Нац. Музей современного искусства. Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание). В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства.

На палубе буксира, 1920, Париж, Нац. Музей современного искусства). Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы "Стиль" Мондрианом и Ван Дусбургом. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—1930-х в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном).

В 1932—1935 преподавал в академии "Гранд Шомьер". Начиная со 2-й пол. 1920-х в живописи Леже преобладает образ человека. Фигуры, очерченные широким движением скругленных линий, утрачивают сходство с роботами, приближаясь к некоторым образцам "наивного" искусства — глиняной и деревянной игрушке, к надувным или мягким куклам-самоделкам (Чтение, 1924, Париж, Нац. Музей современного искусства. Танец, 1930, Гренобль, Музей). Первоначальный техницизм перерастает в разновидность примитивизма. Опыт работы в кино (Механический балет, 1924) привел к серии своеобразных "монтажных" композиций, в которых "средние планы" сочетаются с укрупненными деталями, предметами, свободно висящими в пространстве (Джоконда и ключи, 1930, Бьо, Нац.

Музей Фернана Леже. Предметы в контрасте, 1930, Париж, Нац. Музей современного искусства). В период 1930-х Леже много путешествовал. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана. Оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей. Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Нац.

Музей современного искусства). В 1940—1945 Леже жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь, обратившись к сферам спорта, цирка, эстрады, городских развлечений, художник открыл новую пластическую тему — человеческая фигура, парящая или вращающаяся в пустоте, словно в состоянии невесомости (Ныряльщики на желтом фоне, 1941, Чикаго, Институт искусств). Вернувшись в освобожденную Францию, Леже вступил в коммунистическую партию. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Нац. Музей Фернана Леже. Досуги, 1948—1949, Париж, Нац. Музей современного искусства). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства.

Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах. Мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Леже много работал также в области керамики, гобелена, театральной декорации, прикладной графики.

После смерти художника усилиями его вдовы и друзей были созданы музеи Леже в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Иветт.Лит. Фернан Леже. Каталог выставки. М., 1963. Жадова Л. Фернан Леже. Мозаика, витраж, керамика, гобелен. М., 1970. Диль Г. Фернан Леже. Будапешт, 1985. Leger F. Fontions de la peinture. Paris, 1965. Bauquier G. Fernand Leger — vivre dans le vrai. Paris, 1987. Cooper D. Fernand Leger et le nouvel espace. Geneve, 1949..

Значения в других словарях
Леви

, Карло (Levi, Carlo) 1902, Турин — 1975, Рим. Итальянский живописец, график, писатель. Карло Леви был художником во всем. Он писал прозу, сочинял стихи, был живописцем, публицистом, видным общественным деятелем. Леви являлся одной из центральных фигур художественной жизни Италии 1940—1960-х, человеком большого таланта и мужества. Жители юга страны стали героями его живописных работ и книг. Христос остановился в Эболи, Слова — камни. Три дня в Сицилии, Весь мед уже кончился. Юг Италии стал той р..

Лега

, Сильвестро (Lega, Silvestro) 1826, Модильяна, близ Форли — 1895, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик. Тосканская школа. Учился в Академии художеств Флоренции у Э. Полластрини. В 1845—1849 занимался в частных студиях художников романтической школы Л. Муссини и А. Чизери. В 1848 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто, сражаясь в Тоскане и Ломбардии, был последователем республиканских идей Дж. Мадзини. В 1850 продолжил обучение в Академии художеств Флоренции у Дж. Беццу..

Лейбль

, Вильгельм (Leibl, Wilhelm) 1844, Кёльн — 1900, Вюрцбург. Немецкий живописец. В 1860—1863 учился у Г. Бекера в Кёльне. В 1864 едет в Мюнхен, где изучает художественные собрания музеев. С 1864 по 1869 занимался у Пилоти в мюнхенской Академии художеств. В 1869—1870 жил и работал в Париже. Испытал влияние Курбе, особенно после выставки французского художника в Мюнхене в 1869, а также импрессионистов. С 1873 по 1877 жил и работал в деревнях Верхней Баварии, затем в Мюнхене. В 1890-е вместе с художн..

Лейс

, Хендрик Жан Огюст (Leys, Hendrick Jean Augest) 1815, Антверпен — 1869, Антверпен. Бельгийский художник. Учился у Ф. Де Бракелара в Академии художеств в Антверпене. Жил в Париже (1835—1839), где познакомился с живописью художников-романтиков, сблизился с Делакруа. Путешествовал в Голландию (1839), Германию (1852—1853), изучал произведения старых мастеров. Возвратившись в Бельгию, обосновался в Антверпене. Участвовал во Всемирных выставках в Париже (1855) и Лондоне (1862). О нем писали Т. Готье ..

Дополнительный поиск Леже Леже

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леже" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леже, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа