Лесюэр
, Эсташ (Le Sueur, Eustache) 1616, Париж — 1655, Париж. Французский художник, представитель классицизма. Лесюэр происходил из ремесленной среды (его отец был резчиком по дереву). В 16 лет поступил в мастерскую известного художника С. Вуэ, где встретился с Лебреном и Миньяром. Жил и работал в Париже, с произведениями итальянских мастеров мог познакомиться лишь в королевских коллекциях и по гравюрам. В 1637 благодаря Вуэ получил большой заказ — восемь картин на тему Сон Полифила, которые впоследствии были повторены в шпалерах. В 1644 начинает работать над декором особняка Ламбера де Ториньи на острове Сен-Луи в Париже (архитектор Лево). Сохранились отдельные части декора. Орнаментальные панно (замок Ла Гранж, частная коллекция).
Плафон кабинета Амура (Париж, Лувр). Здесь еще ощутимо влияние Вуэ, но рисунок более легкий, свободный, колорит свежее и богаче, чем у учителя. В 1640-е создан ряд портретов, отмеченных умением передать индивидуальность модели (Собрание любителей, Париж, Лувр. Портрет М. Альбера, 1641, Музей Гере), а также серия из 22 картин. Житие св. Бруно (1645—1648). Месса св. Мартина Турского (1651, все — Париж, Лувр). В 1647—1650 возобновляются работы для особняка Ламбера де Ториньи — кабинет Муз, где сказалось знакомство Лесюэра с творчеством Пуссена, приехавшего из Рима (1640—1642) в Париж. Пять панно, посвященных музам, и плафон на тему мифа о Фаэтоне (Париж, Лувр). Музы представлены на фоне прекрасного пейзажа, их образы исполнены благородства, духовности, согласия с миром деревьев, гор, облаков — с миром природы.
Ясный строй композиции, мелодичность ритмов, плавных движений и линий, гармония колорита, нежная звучность и чистота цвета превращают это творение Лесюэра в подлинный шедевр живописи XVII в. В 1648 мастер стал членом-основателем Королевской академии живописи и скульптуры. Его талант достигает зрелости, художник выполняет многие заказы для монастырей и соборов, для апартаментов короля в Лувре. В 1650-е в творчестве Лесюэра заметно увлечение Рафаэлем. Благовещение (1652, Париж, Лувр), Христос у Марии и Марфы (Мюнхен, Старая пинакотека), Введение во храм (1652, Марсель, Музей изящных искусств), Поклонение пастухов (1653, Ла-Рошель, Музей), Снятие с креста (Париж, Лувр). В последние годы мастер трудился над заказом для аббатства Мармутье.
Явление Девы Марии св. Мартину, Месса св. Мартина (обе — 1654, Париж, Лувр, две другие картины этого цикла в Музее Тура), а также для церкви Сен-Жерве в Париже. Лесюэр был прекрасным рисовальщиком, многие его рисунки хранятся в Кабинете рисунков Лувра, часто они выполнены сангиной, черным мелом ("черным камнем") с добавлением штрихов белого (на сером фоне).Лит. Rouches G. Eustache Le Sueur. Paris, 1923..
Дополнительный поиск Лесюэр
На нашем сайте Вы найдете значение "Лесюэр" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лесюэр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 6 символа