Липпи, фра Филиппо

166

(Lippi, fra Filippo) 1406, Флоренция — 1469, Сполето. Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В 1421 вступил в монашеский орден кармелитов. Впервые упоминается как художник в 1430 и 1431. Работал во Флоренции, Падуе (1431), Прато (1452—1456), Сполето (1466—1469). В 1456 назначен приором в женский монастырь Санта Маргерита в Прато, где похитил послушницу Лукрецию Бути и ее сестру. В 1461 был освобожден от монашеского обета папой Пием II и вступил в брак с Лукрецией. Сын фра Филиппо и Лукреции Филиппино Липпи (1457—1504), ученик Боттичелли, унаследовал живописное дарование отца. Фра Филиппо Липпи сформировался как художник при значительном воздействии творчества Мазаччо, Мазолино, фра Анджелико. С последним его роднят лирическое начало, душевная ясность, склонность к религиозной созерцательности.

В то же время мир фра Филиппо наделен более мирским обликом. Художник дает новую интерпретацию традиционных религиозных образов и сюжетов. Уже в первой точно датированной работе фра Филиппо Мадонне с Младенцем (1437, Тарквиния, Нац. Музей) облик Девы Марии прост, почти будничен, она предстает в домашней обстановке. В Короновании Девы Марии (ок. 1442—1445, Флоренция, галерея Уффици), традиционно трактовавшемся как мистическое небесное явление, художник изображает земную праздничную церемонию, в которой первый план отведен горожанам с простыми, грубоватыми лицами. В Благовещении (нач. 1440-х, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы, а Дева Мария наделена обликом и грацией юной флорентийки.

В то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, чистотой линий, мягкостью светлых, холодных красок, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом. Вершиной творчества фра Филиппо Липпи являются его работы конца 1440—1450-х. В станковых картинах этого времени — Мадонне с Младенцем из палаццо Медичи-Риккарди (кон. 1440-х, Берлин, Гос. Музеи), тондо Мадонна с Младенцем и сцены из жизни св. Анны (ок. 1452, Флоренция, галерея Питти), Мадонне с Младенцем и двумя ангелами (ок. 1465, Флоренция, галерея Уффици) — образ Девы Марии приобретает не только глубокую человечность, но и нежность, элегическую одухотворенность, предвосхищающую работы ученика фра Филиппо — С.

Боттичелли. В 1450—1460-х фра Филиппо Липпи выступает и как мастер монументальной живописи. Фресковый цикл Сцены из жизни Иоанна Крестителя и св. Стефана, выполненный с помощью фра Диаманте (1452—1466, Прато, собор), принадлежит к числу самых значительных произведений итальянской монументальной живописи этого времени. Его отличают естественность повествовательных интонаций, тонкость неяркой красочной гаммы, отсутствие внешней эффектности даже в наиболее сложных многофигурных сценах с величественным архитектурным фоном (Пир Ирода, Прато, собор). Последняя работа фра Филиппо Липпи — росписи абсиды собора в Сполето (1467—1469) — стилистически близка к фрескам в Прато.Лит. Pittaluga M. Filippo Lippi. Frenze, 1948..

Значения в других словарях
Лиотар

, Жан Этьен (Liotard, Jean Etienne) 1702, Женева — 1789, Женева. Уроженец Женевы, Лиотар всю жизнь провел в путешествиях. Универсально одаренный, он занимался живописью в любых условиях. В Париже (1723—1736), Риме (1736), Константинополе (1738—1742), Вене (1743—1745) или Лондоне (1754) — он везде создавал портреты, пейзажи, легкие путевые зарисовки карандашом или сангиной. К моменту возвращения в Женеву в 1757 он уже был известным и уважаемым портретистом. К этому периоду относятся лучшие портре..

Липпи

, Филиппино (Lippi, Filippino) 1457, Прато — 1504, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли. Работал во Флоренции. Риме, Прато. В 1480-х завершил роспись капеллы Бранкаччи, не оконченную Мазаччо и Мазолино (Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармино). Самый одаренный из всех мастеров круга Боттичелли, Филиппино Липпи, подобно некоторым другим мастерам рубежа XV—XVI вв., пережил душевный надлом, отразившийся на характере его..

Липшиц

, Жак (Lipchitz, Jacques) 1891, Друскеники — 1973, Капри. Французский и американский скульптор литовского происхождения. Получив в Литве инженерное образование, в 1909 переселился в Париж, где обучался в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана. Включившись в круги парижского авангарда, увлекся африканским искусством. С 1914 начал работать приемами кубизма, став одним из самых видных скульпторов этого направления. Кубистические скульптуры Липшица выстраиваются из прямоугольных, резко вырублен..

Лисс

, Иоганн (Liss, Johann) Ок. 1595, Ольденбург — 1629, Венеция. Немецкий живописец. Прожил недолгую жизнь. Побывал в Антверпене, Амстердаме, Харлеме, Риме и Венеции. Испытал влияние голландских и фламандских мастеров. Рубенса, Тициана и Веронезе. Усвоил в Италии манеру письма бравурными мазками, изображал фигуры в потоке мягкого света. Исполнил много картин. Писал бытовые сцены в духе фламандцев (Драка крестьян, ок. 1620, Нюрнберг, Германский нац. Музей. Деревенская свадьба, ок. 1620, Будапешт, Му..

Дополнительный поиск Липпи, фра Филиппо Липпи, фра Филиппо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Липпи, фра Филиппо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Липпи, фра Филиппо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 18 символа