Магритт

209

, Рене (Magritte, Rene) 1898, Лессин, провинция Эно — 1967, Брюссель. Бельгийский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Брюсселя (1916—1918). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918—1920), затем пуристов и Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале Эзопаж (Пищевод). Знакомство с живописью Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации Магритта. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину Заблудившийся жокей (Нью-Йорк, частное собрание). В 1927—1930 жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась система концептуальной живописи Магритта, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника.

Живописная манера, намеренно безличная, сухая, обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой, невозможной реальности. Серия работ кон. 1920 — нач. 1930-х, в которых элементарная картинка, имитирующая иллюстрации к азбуке, сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа (Пустая маска, 1926, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия. Предательство образов, 1928—1929, Лос-Анджелес, Музей искусств. Ключ к сновидениям, 1930, Париж, частное собрание). В картинах Магритта объекты, морфологически подобные, но относящиеся к разным классам, обмениваются качествами или сливаются в гибриды (Компаньоны страха, 1942, Брюссель, частное собрание.

Объяснение, 1954, частное собрание). Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба (Царство света, 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие твердые тела и пространственные промежутки между ними (Достоверность пробела, 1965, Вашингтон, Нац. Галерея искусства). Раскрывая проблематичность зрительного восприятия и иллюзорного изображения, Магритт прибегает к символам зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине (Фальшивое зеркало, 1935, частное собрание. Недопустимое воспроизведение, 1937, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена. Удел человеческий, 1933, Вашингтон, Нац. Галерея искусства. Ключ к полям, 1936, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса.

Прогулка Евклида, 1955, Миннеаполис, Институт искусств. Прекрасный мир, 1962, частное собрание). В возникающей при этом игре отражений, в сопоставлении образов "внешних" и "внутренних", явных и скрытых проявился специальный интерес художника к гносеологическим и психологическим проблемам. Он увлекался современной философией, литературой. Многие его работы насыщены литературными аллюзиями и философичными метафорами (Великанша <по Бодлеру>, 1929—1930, Кёльн, Музей Людвига. Владения Арнхзейма <по Эдгару По>, 1938, частное собрание. Хвала диалектике, 1936, частное собрание. Каникулы Гегеля, 1958, частное собрание). В 1940-х Магритт сделал две попытки изменить свою манеру. Однако т. Н. "стиль пленсолей" ("солнечный", или "ренуаровский", 1945—1947) и последовавший за ним "вульгарный стиль" (1947—1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу.

Магритт создал два фресковых цикла. Очарованное царство для казино в Кнокке-ле-Зут (1953) и Невежественная фея для Дворца искусств в Шарлеруа (1957). В этих монументальных композициях повторяются мотивы его станковых произведений. В скульптуре Магритт дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения ментальной и материальной реальностей (Целитель, 1967. Мона Лиза, 1967, обе — Хьюстон, собрание Менил).Лит. Ноэль Б. Магритт. М., 1995. Сильвестер Д. Магритт. Каталог выставки. Брюссель, 1998. Фуко М. Это не трубка. М., 1999. Waldberg P. Rene Magritte. Bruxelles, 1965. Gablik S. Magritte. London, 1970. Scutenaire L. Avec Magritte. Bruxelles, 1977..

Значения в других словарях
Лути

, Бенедетто (Luti, Benedetto) 1666, Флоренция — 1724, Рим. Итальянский живописец. Один из крупных мастеров Рима 1-й пол. XVIII в. Родился в Тоскане, его покровителем был тосканский герцог Козимо III де Медичи. С 1690 работал в Риме. Стал последователем К. Маратти, увлекался живописью болонцев XVII в., Пьетро да Кортона. Традиции барочной живописи Тосканы Лути трансформировал в духе классицизма Маратти и рококо. Ф. Милиция считал, что Б. Лути, однако, в большей степени последователь манеры францу..

Льянос

, Фернандо (Llanos, Fernando) Упом. С 1505 по 1525. Испанский художник. Мастер валенсийской живописной школы. Принес на испанскую почву стиль Леонардо да Винчи, но его творчество не укладывается только в рамки леонардеска. Работал вместе с Фернандо Яньесом, их манеры до такой степени схожи, что в истории искусства они чаще всего упоминаются как "Фернандесы". Первое документальное свидетельство о художнике относится к 1505. Запись с этой датой содержит сведения об оплате Леонардо да Винчи и его п..

Мадарас

, Виктор (Madarasz, Viktor) 1830, Четнек — 1917, Будапешт. Венгерский живописец романтического направления. Юношей участвовал в венгерской национально-освободительной революции (1848—1849). Учился в венской Академии художеств (1853—1855) и частной школе Ф. Г. Вальдмюллера в Вене (1855—1856). Покинув Вену, уехал в Париж, где пробыл до 1870. Сначала посещал Школу изящных искусств, затем частную школу Л. Конье. Мадарас — ведущий мастер венгерской исторической живописи эпохи романтизма. Свои картины..

Мадерно

, Стефано (Maderno, Stefano) Ок. 1576—1636. Итальянский скульптор, работал в Риме. Биографические сведения чрезвычайно скупы. Самой известной работой мастера является статуя мертвой св. Цецилии (Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере). Скульптор представил св. Цецилию в той позе, в которой, согласно преданию, было найдено ее нетленное тело, поместил статую в глубокой узкой нише над алтарем, что создает особый эффект — фигура юной святой как будто слабо светится в полутьме, рассеянное освещение..

Дополнительный поиск Магритт Магритт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Магритт" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Магритт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа