Мадзулло

283

, Джузеппе (Mazzullo, Giuseppe) Род. 1912, Гранити, Сицилия. Итальянский скульптор. Мадзулло принадлежит к старшему поколению художников-реалистов, чье творчество сложилось после войны. Его имя прочно вошло в плеяду крупнейших скульпторов Италии, таких как А. Мартини, М. Марини, Ф. Мессина, Э. Греко, Дж. Манцу. Мадзулло родился в маленьком селении Гранити на северо-восточном побережье Сицилии, учился в Академии художеств в Перудже. В 1932 вновь вернулся на родину. По словам самого скульптора это были годы "смятения и исканий". Многочисленные работы тех лет говорят об увлечении Мадзулло творчеством немецких экспрессионистов. Рисунки, посвященные быту сицилийских крестьян, напоминают графику "Берлинского Сецессиона". В Риме, куда Мадзулло переехал в 1939, он знакомится с известным скульптором Артуро Мартини, чье искусство оказало влияние на творческое формирование целой плеяды современных ваятелей Италии.

Мартини был одним из первых, кто заметил талант молодого художника и поддержал его, пригласив принять участие в римской куадриеннале. В годы войны Мадзулло работает мало, пробует свои силы в рельефе. Две выполненные в бронзе композиции на темы Божественной комедии Данте и Песен Дж. Леопарди близки по импрессионистической пластической манере М. Россо. Позднее Мадзулло напишет. "Рельеф сковывал мои возможности, моим призванием всегда была круглая скульптура". В портретах этого периода (Себастьян Карта, Кончетта) резкие светотеневые контрасты, создаваемые фактурной лепкой, подчеркивают напряженность духовного мира человека, способствуют выражению тончайших чувств. В 1950-е творчество Мадзулло обретает подлинную силу и самостоятельность.

В послевоенном искусстве Италии возникает мощное реалистическое движение — неореализм, вдохновленное демократическим подъемом в стране после долгих лет войны, антифашистской борьбы, Сопротивления. Композиции Рыбак (1951), Материнство (1953), Мать (1955) принадлежат к числу значительных произведений итальянской реалистической пластики. На "Выставке мира" (1951), где широким фронтом выступили неореалисты, была показана скульптура Мадзулло Рыбак. Состояние спокойной сосредоточенности в облике юноши передано сочетанием уравновешенных, несколько тяжеловатых объемов, поверхность форм словно не тронута резцом, и они хранят величие и первозданность фактуры мрамора. Обобщенность, эпическое звучание присущи и скульптуре Мать.

Как и в других работах неореалистического периода (1950-е), в ней подчеркнута грубоватая характерность, акцентирована статуарность композиции, В 1951 Мадзулло вместе с другими неореалистами участвует в создании дешевых, доступных простому народу альбомов с рисунками, которые рассказывают о труде рабочих и крестьян Италии. Он работает в сельскохозяйственном кооперативе селения Медзано (область Романья), где выполняет рисунки и сам пишет текст для альбома Батраки Романьи. "Герои моего альбома — живые персонажи драматической действительности. Крестьяне, собирающие свеклу, работают молча, их труд очень тяжел, их темперамент проявляется потом в недолгие минуты отдыха. Мужчины, нагруженные тяжелыми мешками, женщины, не разгибающие спины, кажутся возвышающимися глыбами земли, словно приподнятыми плугом...".

Произведения Мадзулло 1960—1970-х отличаются большей камерностью, эмоциональной трактовкой образов, они раскрывают лирическую сторону дарования художника. В работах этих лет скульптор избегает сопряжения больших тяжелых объемов, добивается пластического единства формы и движения (Балерина, завязывающая туфельку, Умывающаяся женщина, 1957). В дальнейшем основным материалом скульптора становится не мрамор и бронза, а камень. Он часто использует его вулканическую породу — лаву, которой богата его родина Сицилия. В скульптурах 1960-х Подросток, Философ, Женский портрет предельная обобщенность форм и характер лепки — результат минимальной обработки блока резцом — свидетельствуют о влиянии А. Мартини, увлекавшегося пластикой этрусков.

Внутренняя энергия, которой проникнуты кажущиеся статичными на первый взгляд каменные глыбы, пористая, словно дышащая поверхность камня, улавливающая блики света и тени — говорят о стремлении художника добиться динамической связи объемов с внешней средой, с окружающим пространством. "Я люблю лепить, подражая ветру, дождю, всякой непогоде", — писал Мадзулло в автобиографии. Его образы, действительно, напоминают каменные изваяния, созданные самой природой в течение многих столетий, к которым лишь слегка прикоснулся штихель скульптора — самого посредника природы. Работы 1960-х Обнаженная, Циклоп, Модель, Амазонка, посвященные древним мифам Сицилии, говорят о постоянной связи художника с национальной традицией, великим культурным прошлым Италии.

В 1962—1964 Мадзулло создал композицию Расстрел, звучащую как реквием итальянским партизанам, погибшим в годы Сопротивления. Эта работа созвучна лучшим произведениям итальянских художников военных и послевоенных лет — живописи и графике Р. Гуттузо, Э. Треккани, Г. Мукки. Исполненные драматизма и экспрессии графические работы 1970-х — Плакальщица, Партизан — навеяны постоянно волнующими скульптора воспоминаниями о героической антифашистской борьбе. Мадзулло навсегда остался верен политическим и нравственным идеалам тех лет, сохранил верность лучшим традициям искусства неореализма — его демократизму, глубокому интересу к человеку, к его нелегкой судьбе.Лит. Горяинов В. Современное искусство Италии. М., 1962. Федотова Е.

Д. Джузеппе Мадзулло // Творчество. 1981. № 7. С. 31—32..

Значения в других словарях
Мадарас

, Виктор (Madarasz, Viktor) 1830, Четнек — 1917, Будапешт. Венгерский живописец романтического направления. Юношей участвовал в венгерской национально-освободительной революции (1848—1849). Учился в венской Академии художеств (1853—1855) и частной школе Ф. Г. Вальдмюллера в Вене (1855—1856). Покинув Вену, уехал в Париж, где пробыл до 1870. Сначала посещал Школу изящных искусств, затем частную школу Л. Конье. Мадарас — ведущий мастер венгерской исторической живописи эпохи романтизма. Свои картины..

Мадерно

, Стефано (Maderno, Stefano) Ок. 1576—1636. Итальянский скульптор, работал в Риме. Биографические сведения чрезвычайно скупы. Самой известной работой мастера является статуя мертвой св. Цецилии (Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере). Скульптор представил св. Цецилию в той позе, в которой, согласно преданию, было найдено ее нетленное тело, поместил статую в глубокой узкой нише над алтарем, что создает особый эффект — фигура юной святой как будто слабо светится в полутьме, рассеянное освещение..

Мазер

, Карл Петер (Mazer, Carl Peter) 1807/1808, Стокгольм — 1884, Неаполь. Шведский живописец, рисовальщик. Работал преимущественно в жанре портрета, изображал бытовые сцены. В 1838—1854 жил в России, посетив Москву, Петербург, Ярославль. Ценными памятниками отечественной истории являются созданные им портреты жены декабриста С. Г. Волконского, княгини М. Н. Волконской (1848, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Участника похода А. В. Суворова, графа П. А. Толстого (1841)...

Мазерель

, Франс (Masereel, Frans) 1889, Бланкенберге — 1972, Авиньон. Бельгийский график и живописец. В 1907—1908 обучался в Академии художеств Гента. В последующие годы много путешествовал. Во время Первой мировой войны поселился в Швейцарии, в 1920 переехал в Париж. В 1940, спасаясь от немецкой оккупации, бежал в "свободную зону" на юге Франции, в дальнейшем жил в Авиньоне и Ницце. Будучи убежден, что искусство должно выполнять важные социальные функции, общаться с широкими массами на понятном им язык..

Дополнительный поиск Мадзулло Мадзулло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мадзулло" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мадзулло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа