Маньоки

234

, Адам (Manyoki Adam) 1673, Сокойя — 1757, Дрезден. Венгерский живописец эпохи барокко. Учился в Гамбурге у портретиста А. Шайтса (до 1703). Творчество Маньоки целиком посвящено портрету. Его деятельность протекала в различных городах Центральной Европы, в основном при дворах владетельных особ. В 1703—1707 работал в Берлине по заказам прусского короля. Затем был приглашен в качестве придворного художника венгерским князем Ференцем Ракоци II, который возглавил борьбу за национальную независимость Венгрии от Габсбургской империи. Выполняя поручения Ракоци, посетил Голландию (1709). После поражения Ракоци последовал за ним в Данциг. Работал в Варшаве (1713) и Дрездене (1714). С 1717 — при дворе саксонского курфюрста и польского короля Августа II Сильного.

В нач. 1720-х — в Вене. В 1724 вернулся в Венгрию, где оставался до 1731. Затем снова продолжал свою деятельность в различных центрах Германии. Искусство Маньоки, развивая жанр парадного портрета, наполняет его дыханием современной жизни. Показателен в этом отношении портрет его покровителя Ференца Ракоци II (1711, Будапешт, Венгерская нац. Галерея). Он представлен как народный герой. Смелое, мужественное лицо с решительным взглядом повернуто к зрителю. Поясное изображение позволяет показать особенности венгерского национального костюма. Красив колорит портрета, построенный на сочетании темно-зеленого с золотым шитьем бархатного доломана и алого атласного ментика, подбитого горностаем. С большим мастерством передано разнообразие фактуры материалов.

Мягкого бархата, блестящего атласа и пушистого меха. Темный, словно дымчатый фон с пробивающимися багровыми отсветами передает атмосферу той грозовой и бурной эпохи, с которой была связана жизнь и деятельность Ракоци. Основную часть творческого наследия Маньоки составляют парадные портреты, исполненные в барочной традиции, хранящиеся ныне в многочисленных государственных и частных собраниях Германии, Венгрии и Польши. Вместе с тем художник создавал произведения, отличающиеся от этой разновидности портретного жанра. В раннем Автопортрете (1702, Будапешт, Венгерская нац. Галерея) он изображает себя в почти романтическом духе. Молодой человек в распахнутой на груди рубахе с засученными рукавами, с кистями и палитрой в руках доверчиво смотрит на зрителя, словно приглашая его ознакомиться с процессом творчества.

Портреты, написанные в 1720-х в венгерской провинции, хотя и запечатлевают видных деятелей венгерского дворянства, бывших соратников Ракоци — Яноша Подманицкого (1724, Будапешт, Венгерская нац. Галерея), Пала Радаи (ок. 1725, Будапешт, Библиотека Радаи), но отличаются простотой и скромностью антуража, спокойствием и естественностью позы. Портретное наследие Маньоки велико и разнообразно. Его творчество сыграло большую роль в становлении национальной портретной живописи.Лит. Гараш К. Живопись Венгрии в XVIII веке. Будапешт, 1957. Lazar B. Manyoki Adam elete es muveszete. Budapest, 1933. Manyoki Adam. Emlekkiallitas. Katalogus. Budapest, 1957..

Значения в других словарях
Манцу

, Джакомо (Manzu, Giacomo). 1908, Бергамо - 1991, Рим. Итальянский скульптор. Родился в семье сапожника. В отроческие годы обучался различным ремеслам, одновременно предаваясь рисованию и живописи.. ..

Манчини

, Антонио (Mancini, Antonio). 1852, Рим - 1930, Рим. Итальянский живописец и рисовальщик. В 19 лет поступил в Королевский институт изящных искусств в Неаполе, увлекался неаполитанской живописью, занимался у Д. Морелли.. ..

Маньяско

, Алессандро (Magnasco, Alessandro), прозв. Лиссандрино (Lissandrino) 1667, Генуя — 1749, Генуя. Итальянский живописец. Учился в Генуе, возможно, у своего отца С. Маньяско, ученика генуэзского художника В. Кастелло, позднее в Милане у Ф. Аббиати. Работал в Генуе, Милане (до 1703), Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749). Испытал влияние живописи В. Кастелло, П. Ф. Мораццоне, С. Розы, Ж. Калло. Писал религиозные и мифологические сцены, жанровые картины. Архите..

Маратти

, Карло (Maratti, Carlo), прозв. Маратта (Maratta) 1625, пров. Марки — 1713, Рим. Итальянский живописец. С 1736 работал в Риме. Сначала учился у А. Сакки (ученика Ф. Альбани), известного живописца, последователя традиций мастеров болонской школы, поклонника искусства Рафаэля. Большое влияние на формирование его манеры оказала дружба с Дж. П. Беллори, антикварием папы Климента X, библиотекарем королевы Христины Шведской, автором книги о Рафаэле (1695) и известного труда Idea (1672), в котором тео..

Дополнительный поиск Маньоки Маньоки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маньоки" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маньоки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа