Марке
, Альбер (Marquet, Albert) 1875, Бордо — 1947, Париж. Французский живописец. Учился в Париже, в Школе декоративных искусств (1890—1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Моро (1895—1898). В годы учебы завязалась его многолетняя дружба с Матиссом, сложились близкие отношения с Ж. Руо, Ш. Камуэном, А. Мангеном, позднее — с Дереном, Вламинком, Дюфи и Фриезом. В Осеннем салоне 1905 и Салоне независимых 1906 Марке выставлялся вместе с художниками этой группы, получившей название фовистов. В фовистских пейзажах Марке, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину (Гавань в Ментоне, 1905, Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж. Регата в Фекане, 1906, Париж, Нац. Музей современного искусства). В ранних портретах Марке выразительность осанки, жеста выявлена четко очерченным силуэтом фигуры, выделяющейся на нейтральном фоне (Андре Рувейр, 1904, Париж, Нац. Музей современного искусства. Сержант колониальных войск, 1906, Бордо, Музей изящных искусств). С 1907 Марке, отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собственную живописную систему. В его городских пейзажах отстраненно-созерцательная позиция сочетается с интимным переживанием натуры. Виды Парижа написаны с высокой точки наблюдения, открывающей дали, гладь Сены, пересеченной дугами мостов, перспективы улиц и набережных, уплывающих в сторону и теряющихся за крышами домов.
Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков (Солнце над Парижем, 1907, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Дождливый день в Париже. Нотр-Дам, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Набережная Бурбон зимой, 1908, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С конца 1900-х Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 совершил поездку в Советский Союз. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление (Везувий, 1909, Москва, Гос.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Порт в Роттердаме, 1914, Париж, Нац. Музей современного искусства. Гамбургский порт, 1909, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Гаврский порт, 1934, Париж, частное собрание). Некоторые работы 1920-х сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций (Ла Рошель. Выход парусных лодок, 1920. Сабль д’Олонь. Парусные лодки, 1921. Триель, 1931, все — Париж, частные собрания). В период 1930-х в творчестве Марке проявились романтические интонации. Пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов (Новый мост ночью, 1937, Париж, Нац. Музей современного искусства. Ночной Париж, 1937, Париж, частное собрание).
Годы оккупации Марке провел в Алжире. В 1945 вернулся в Париж. Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.Лит. Марке М. Альбер Марке. М., 1969. Альбер Марке. Альбом / Авт.-сост. М. Герман. М., 1972. Леняшина Н. Альбер Марке. Л., 1975..
Дополнительный поиск Марке
На нашем сайте Вы найдете значение "Марке" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марке, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 5 символа