Мартини, Симоне

246

(Martini, Simone) Ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон. Итальянский живописец. Мастер сиенской школы. Работал в Сиене, Неаполе (1317), Орвието (ок. 1321), Пизе (ок. 1319), Ассизи (1320-е), Авиньоне (с 1339/1340). В 1317 возведен в рыцарский сан королем Неаполя Робертом. Был дружен с Петраркой, выполнил для него миниатюру в кодексе со стихами Вергилия (Милан, Амброзианская библиотека) и портрет возлюбленной Петрарки Лауры (не сохранился). Наряду с Джотто, своим творческим антиподом, С. Мартини — крупнейший итальянский живописец 1-й пол. XIV в. Искусство С. Мартини не имеет равных в Италии его эпохи по утонченной духовности и идеально-возвышенному строю. Унаследовав у Дуччо лучшие традиции сиенской школы — тонкую эмоциональность, мягкие, просветленные интонации повествования, острое чувство красоты цвета и линий, С.

Мартини обогатил их более полно и органично воспринятыми элементами нового мировосприятия, формировавшегося в Италии с кон. XIII в., и знакомством с миром западноевропейской готики, ее утонченным спиритуализмом и светской рыцарской культурой, рафинированным языком изобразительного искусства. Последнее особенно проявляется в его многочисленных алтарных композициях, где сияющие на золотом фоне светло-красные, синие, ярко-голубые, сиреневые тона приобретают светоносность и драгоценность эмали, а безукоризненно отточенная линия — внутреннюю подвижность, одухотворенность и изысканную стилизованность. Поздние алтарные композиции С. Мартини, входившие в т. Н. Полиптих Орсини, отмечены более открытой и драматической эмоциональностью.

Широта диапазона и светские тенденции творчества С. Мартини особенно полно сказались в его фресковых росписях. Уже в первой из его сохранившихся работ — грандиозной росписи Маэста (Величание Мадонны, 1315, Сиена, палаццо Пубблико) — С. Мартини вступает в полемику с одноименной работой Дуччо. Триумф Мадонны трактован художником как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне светлыми, легкими оттенками голубых, розовых, золотистых тонов. В то же время все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется великолепному ковру, облик Девы Марии лишен иконописной строгости, а среди окружающих ее святых выделяются белолицые и розовощекие юноши и молодые женщины с задумчивым взглядом узких глаз.

Этот новый идеал красоты и светское начало еще более решительно утверждаются во фресковом цикле История св. Мартина, где юный белокурый святой предстает скорее как герой рыцарского романа, чем персонаж традиционной житийной литературы. Фреска С. Мартини Кондотьер Гвидориччо да Фольяно (1328, Сиена, палаццо Пубблико) — первый дошедший до нас монументальный портрет современника, выполненный в Италии XIV в. Вместе с фреской С. Мартини Маэста и батальными сценами, написанными во 2-й пол. XIV в., он входит в живописный декор зала Маппамондо, объединенный идеей государственного могущества Сиены. В изображении полководца, проезжающего верхом на боевом коне на фоне покоренных замков и пустынного скалистого пейзажа, художник нашел необычные для него скупые и энергичные интонации и продемонстрировал незаурядное дарование портретиста.

С. Мартини оказал большое влияние на творчество ряда итальянских мастеров XIV в., а также на развитие западноевропейской живописи поздней готики. Основные произведения. Алтарь Св. Людовик Тулузский (1317, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте), серия алтарных полиптихов Мадонна со святыми (1319, Пиза, музей Сан Маттео. Ок. 1312, Орвието, музей Опера дель Дуомо. Ок. 1312—1325, Бостон, Музей И. Гарднер. Ок. 1320—1325, Кембридж, Музей Фицуильям), фресковый цикл История св. Мартина (1320-е, Ассизи, базилика Сан Франческо, нижняя церковь), Алтарь Сант Агостино, Благовещение (обе — ок. 1328, Сиена, Нац. Пинакотека), Благовещение (ок. 1333, Флоренция, галерея Уффици), Полиптих Орсини (ок. 1333, отдельные композиции в музеях Антверпена, Берлина, Парижа), росписи фасада церкви Нотр Дам де Дом (ок.

1341, Авиньон), Дева Мария из Благовещения (ок. 1340—1341, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).Лит. Marle R. Van. Simone Martini et les peintures de son ecole. Strasbourg, 1920. Paccagnini G. Simone Martini. Milano, 1959. Bologna F. Simone Martini. Milano, 1966..

Значения в других словарях
Мартинес Монтаньес

, Хуан (Martinez Montanes, Juan) 1568, Алькала ла Реаль — 1649, Сивилья. Испанский скульптор, глава севильской школы. Родился в семье позолотчика статуй, первоначально учился в мастерской Пабло Рохаса. После переезда в Севилью навсегда связал свою жизнь с этим андалусским городом, который принадлежал к числу самых передовых художественных центров Испании. Имел обширную мастерскую, множество учеников и последователей, вызывал восхищение современников, воспевался знаменитыми поэтами. В творчестве ..

Мартини

, Артуро (Martini, Arturo) 1889, Тревизо — 1947, Милан. Итальянский скульптор. В детстве обучался ювелирному мастерству и искусству керамики. В 1905 начал заниматься скульптурой под руководством Карлини, затем обучался в Венеции, в Свободной школе при Академии художеств (1907). В 1909, находясь в Мюнхене, брал уроки у Адольфа Хильдебранда. В 1912 и 1914 посетил Париж, где выставлялся на Осеннем салоне. Ранние работы, отмеченные влиянием экспрессионизма, часто выполнены в технике цветной терракот..

Марторель

, Бернардо (Martorell, Bernardo) 1400, Сан Селони — 1452, Барселона. Испанский живописец, миниатюрист. Творческая активность между 1427—1452 связана с Барселоной, где он пользовался широкой известностью, имел большую мастерскую, которая исполняла также эскизы для витражей, скульптуры, тканей, гербов, мебели. Обширный круг заказчиков составляли ремесленные и купеческие гильдии и корпорации города. Марторель был последователем и, возможно, учеником каталонского художника Луиса Боррассы, представит..

Масип

, Висенте Хуан (Masip, Vicente Juan) Ок. 1475, Сегорбия — 1550, Валенсия. Испанский художник. Мастер валенсийской школы. Его творчество является наглядным примером всех фаз развития Ренессанса в Испании. В отличие от многих своих современников Масип никогда не покидал пределы Испании, он воспринимал все новшества через "вторые руки". Но его произведения оказались более прогрессивными, чем у обычных подражателей. Предположительно Висенте Масип родился в окрестностях Сеговии, здесь были выполнены ..

Дополнительный поиск Мартини, Симоне Мартини, Симоне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мартини, Симоне" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мартини, Симоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 15 символа