Массон

164

, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия.

В 1922 вернулся в Париж. В 1924, познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования — извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх (Гроза, 1924, Париж, частное собрание. Битва рыб, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927 Массон приступил к созданию "песчаных картин". Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий — землей (Картина <Фигура>, 1926—1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Мертвые лошади, 1927, Париж, Нац. Музей современного искусства). В нач. 1930-х Массон создал графические серии Избиения и Жертвоприношения, в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы (Резня в поле, 1933, Бремен, частное собрание. Вакханалия, 1933, Париж, Нац. Музей современного искусства). В 1934—1936 Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды (Ibdes de Aragon, 1935, Лондон, галерея Тейт).

В живописи и графике 2-й пол. 1930-х (серии Метаморфозы, 1937—1943. Мифология природы, 1938—1940) нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков. В 1941—1945 художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд — фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство (Нет законченного мира, 1942, Балтимор, Художественный музей. Антильские острова. Пасифая, обе — 1943, Чикаго, частные собрания). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии.

Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные "психографии" оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма. Вернувшись во Францию в 1945, Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его "азиатский" период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков (Июль, 1948, Париж, частное собрание).

В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1933 занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей.Лит. Masson A. Anatomie de mon univers. Paris, 1943. Masson A. Metamorphose de l’artiste. 2 vol. Geneve, 1956. Masson A. La memoire du monde. Geneve, 1974. Hahn O. Andre Masson. London, 1965..

Значения в других словарях
Масип

, Висенте Хуан (Masip, Vicente Juan) Ок. 1475, Сегорбия — 1550, Валенсия. Испанский художник. Мастер валенсийской школы. Его творчество является наглядным примером всех фаз развития Ренессанса в Испании. В отличие от многих своих современников Масип никогда не покидал пределы Испании, он воспринимал все новшества через "вторые руки". Но его произведения оказались более прогрессивными, чем у обычных подражателей. Предположительно Висенте Масип родился в окрестностях Сеговии, здесь были выполнены ..

Массейс

(МЕТСЕЙС), Квинтен (Квентин) (Massys <Metsys>, Quinten <Quentin>) 1465/1466, Лувен — 1530, Антверпен. Нидерландский живописец. Молодые годы провел в Лувене, где, согласно легенде, был кузнецом, как и его отец. Возможно, что учителем его был Баутс. Работал в Антверпене (с 1491 мастер гильдии живописцев). Испытал влияние нидерландских мастеров XV в. Был знаком с произведениями Дюрера и Леонардо да Винчи. Творчество Массейса отражает тот этап нидерландского искусства, когда мастера реши..

Мастер Литомержицкого Алтаря

(Mistr Litomerickeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти мастера не имеется. Известно, что в 1490-е он начал обучение в мастерской другого чешского анонима — мастера Крживоклятского алтаря. После этого совершал образовательные поездки в Германию (Швабию), а также в Дунайские и Альпийские области. Предполагают, что он мог побывать в Северной Италии и ..

Мастер Св. Франциска

(Maestro di San Francesco) Авторство обширного, состоящего из 28 больших композиций цикла Жизнь св. Франциска, украшающих нижнюю часть стен в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи, до сих пор остается спорным. Ряд исследователей, ссылаясь на Хронику Риккобальдо Феррарезе (1312), упоминающего, что в Ассизи работал Джотто, приписывают цикл ему. Но большинство исследователей, ссылаясь на то, что написанный ок. 1297—1299 цикл отделяют от росписей Джотто в капелле дель Арена в П..

Дополнительный поиск Массон Массон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Массон" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа