Менцель

162

, Адольф (Menzel, Adolf) 1815, Бреслау, ныне Вроцлав — 1905, Берлин. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1830 переехал с семьей в Берлин и работал в литографской мастерской отца. Посещал рисовальный класс берлинской Академии художеств, но, недовольный получаемым образованием, через 6 месяцев прекратил занятия, оставшись самоучкой. В 1850-х ежегодно путешествовал по Рейну и Дунаю, побережью Балтийского моря, посетил Вену, Прагу, побывал в Голландии. В 1855, 1867, 1868 был в Париже. В 1880, 1881, 1882 — в Вероне. С 1886 — почетный член берлинской Академии художеств. Начинал в 1830-е как литограф и рисовальщик. В кон. 1830-х попробовал работать в технике живописи маслом. Ранние пейзажи — Вид на парк принца Альберта (1846), Строительная площадка с ветлами (1846), Этюд облаков (1851), Железная дорога Берлин — Потсдам (1847, все — Берлин, Гос.

Музеи) — написаны легко и свободно, экспрессивным мазком. Предвосхищая полотна импрессионистов, художник передает в них изменчивость жизни природы. Ощущение ритма нового времени рождает движущийся по железнодорожному полотну состав в окружении световоздушной дымки. Отзвуки искусства немецкого бидермайера с его поэтизацией обыденной жанровой темы присущи полотну Комната с балконом (1845, Берлин, частное собрание). Интерес к воспроизведению интерьерного пространства чувствуется и в картине Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине (1847, Дрезден, Картинная галерея). Острое внимание в передаче характерного в облике персонажей, не свойственное бидермайеру, предвосхищает поздние многофигурные композиции художника из народной жизни.

В 1848 было создано полотно Похороны мартовских жертв (Гамбург, Кунстхалле), повествующее о современных художнику событиях. Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 в Берлине явилось одним из первых исторических полотен на современную тему в искусстве XIX в. С глубоким чувством трактует Менцель и тему исторического национального прошлого в серии из 11 живописных полотен, посвященных правлению Фридриха Великого (Берлин, Гос. Музеи. Гамбург, Кунстхалле). Увлеченный образом просвещенного монарха, художник изображает сцены в интерьере (Концерт в Сан-Суси, "Добрый вечер, господа!", Круглый стол в Сан-Суси) или в пейзаже (Ночной бой под Хох Кирхом), стремясь к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактуя образ самого Фридриха II.

В 1855, после первой поездки в Париж, под впечатлением от посещения театра на Больших бульварах было написано полотно Театр Жимназ (Берлин, Гос. Музеи). Теме театра, позволяющей передать разнообразие человеческих характеров, переживаний актеров и зрителей, посвящено и полотно Крестьянский театр в Гастейне (1859, Гамбург, Кунстхалле), созданное после поездки в Тироль. Из поездок по Дунаю и Рейну художник привозил много рисунков, акварелей, гуашей, пастелей, сделанных на натуре, в которых переданы бытовые сценки, пейзажные мотивы, портреты-типы. Теме жизни города посвящены картины, исполненные после второй поездки в Париж в 1867, Парижские будни (1869, Дюссельдорф, Художественный музей), После полудня в Тюильри (1869, Дрезден, Картинная галерея), Воспоминания о Люксебмургском саде (1872, Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Менцеля, как и французских импрессионистов, привлекает возможность передать будничный, но полный особого шарма ритм жизни Парижа и его обитателей, красочную неповторимость зелени бульваров и парков с прогуливающейся в них нарядной и шумной публикой. В 1870—1880-е художник пишет полотна Железопрокатный завод (1875, Берлин, Гос. Музеи), На стройке (1875, Берлин, частное собрание), Точка ножей в Хофгастейне (1881, Лондон, частное собрание). Его увлекает изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии и труда берлинских каменщиков, он передает эти сцены с живым интересом к фактам новой действительности. Значительным явлением в искусстве 2-й пол.

XIX в. Стала картина Менцеля Процессия в Гастейне (1880, Германия, частное собрание). Художник разворачивает в этом многофигурном ("хоровом") полотне панораму народной жизни, с мастерством художника-реалиста передавая социальное разнообразие типов, саму атмосферу маленького провинциального города. Демократические тенденции искусства Менцеля оказали влияние на поколение более молодых художников (Лейбль, Либерман и др.). На протяжении всей жизни художник работал в книжной графике. Он исполнил иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (1839—1842), Сочинениям Фридриха II (1843—1849), Разбитому кувшину Г. Клейста (1877), сыгравшие свою роль в последующем развитии искусства книги.Лит. Марченко Е. И. Адольф Менцель.

М., 1976. Kaiser K. Adolf Menzel. 1815—1905. Berlin, 1956. Hutt W. Adolf Menzel. Dresden, 1972. Jensen J. Ch. Adolf Menzel. Koln, 1982. Lamme G. Adolf Menzel. Frideriziana und Wilhelmiana. Dresden, 1988..

Значения в других словарях
Мемлинг

, Ганс (Memling, Hans) Ок. 1433, Залегенштадт, близ Майнца — 1494, Брюгге. Нидерландский живописец. Учился сначала на родине, в Германии (возможно, у Лохнера в Кёльне) с кон. 1450-х в Нидерландах, по-видимому, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Оставался там до смерти последнего. С 1466 работал в Брюгге (с 1467 член гильдии живописцев, с 1468 — самый авторитетный художник города). В творчестве Мемлинга как бы синтезированы достижения его предшественников и современников, его зрелое искусство с..

Мена-и-Медрано

, Педро де (Mena y Medrano, Pedro de) 1628, Гранада — 1688, Малага. Испанский скульптор. Родился в семье известного гранадского скульптора Алонсо де Мены и с детских лет был связан с деятельностью мастерской своего отца. Педро было 18 лет, когда умер его отец, но он уже имел скульптурные работы в церквах Гранады. С приездом в Гранаду Алонсо Кано он испытал сильное влияние его искусства, стал учеником и последователем мастера. Не порывая с традицией раскраски деревянной скульптуры в технике эль э..

Менье

, Константин (Meunier, Constantin) 1831, Брюссель — 1905, Брюссель. Бельгийский скульптор и живописец. Обучался в скульптурном классе Академии художеств Брюсселя, а искусством живописи овладевал под руководством Ф.-Ж. Навеза. С кон. 1970-х обратился к изображению трудовой жизни рабочих, которая стала основной темой его творчества. Впечатления от угольных районов Боринажа отразились в мрачных индустриальных пейзажах (Черная страна. Боринаж, 1889, Брюссель, Музей Менье. Шахта под снегом. Красные к..

Меренго

, Арриго (Энрико) (Merengo, Arrigo) или Мейринг, Генрих (Meiring, Meyring, Meyeringh, Heinrich) Ок. 1639—1723. Скульптор немецкого или фламандского происхождения, мастер кон. XVII — нач. XVIII в., принесший в Венецию традиции северного барокко. Его имя появляется в 1679, после смерти Ле Кура (Монсу Джусто), последователем которого он, вероятно, являлся. Сначала работал, возможно, в Бассано (Мадонна четок, ок. 1694, церковь Санта Мария делла Колле). В Удине исполнил алтарь для капеллы Монте ди Пь..

Дополнительный поиск Менцель Менцель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Менцель" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Менцель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа