Ордоньес

210

, Бартоломе (Ordonez, Bartolome) Ок. 1480, Бургос — 1520, Каррара. Испанский скульптор. Ордоньес прожил недолгую жизнь и создал сравнительно немного произведений. Они сразу выдвинули его в число наиболее талантливых скульпторов Испании. Ордоньес рос в Бургосе, и его первые впечатления связаны с художественной жизнью этого старого кастильского города, с кругом известных мастеров. Из Бургоса Ордоньес уехал в Италию, где, возможно, учился у Андреа Сансовино. Преобладающее влияние на него, как на всех испанских мастеров этого поколения, оказало искусство Микеланджело. Будучи в Риме он изучал росписи Сикстинской капеллы. В 1515 поселился в Барселоне, где с большой группой помощников исполнил скульптурные украшения в соборе.

Для хора — в дереве, для наружной стенки хора (транскоро) — мраморные рельефы Св. Евлалия перед римским императором и Мученичество св. Евлалии. Талант Ордоньеса как мастера рельефа был настолько ярким, что позволил португальскому художнику и писателю XVI в. Франческо де Оланде причислить его к "орлам" ренессансной скульптуры. В 1517 вместе с Диего де Силоэ работал в Неаполе над мраморным алтарем капеллы Капраччоло в церкви Сан Джованни Карбонара (Ордоньесу принадлежит центральный рельеф Поклонение волхвов). В 1519 мастер получил заказ от Карла V на изготовление надгробия Хуаны Безумной и Филиппа Красивого для Королевской капеллы в Гранаде. Работая в Карраре над этим заказом, Ордоньес внезапно скончался. Созданное им надгробие везли из Италии и частично завершили его ученики (установлено в Гранаде в 1603).

Ордоньес стремился создать свой вариант гробницы, усложняя и динамизируя пластическую форму. Он шел по пути поиска выразительности, рожденного временем, его темпераментом, художественными традициями его родины. Гробница приобрела высоту и стройность, изысканный ритм разнохарактерных объемов. То, что верхняя часть была поставлена на более широкое основание, дало возможность Ордоньесу обильно заполнить свободные зоны статуями и декоративными мотивами, в которых широко использовались гротески итальянского Ренессанса. Применение гротесков допускало импровизационность трактовки, открывало путь к созданию композиций, не стесненных строгими правилами. Интерес скульптора к проблеме пластического движения, щедрости и фантастичности декоративных форм сказался в общей сложности силуэта гробницы, необычных ракурсах отдельных фигур.

Выразительность и богатство разнообразных мотивов, которые Ордоньесу не удалось объединить в целостный монументальный образ, нашли превосходное воплощение в больших круглых медальонах на стенках пьедестала. Они включают композиции Рождение Христа, Поклонение волхвов, Моление о чаше и Оплакивание. Как и в произведениях для барселонского собора, Ордоньес проявил себя здесь настоящим мастером рельефа с безупречно организованной композицией. Вознесенные на узком ложе изваяния Хуаны и Филиппа следует также отнести к творческой удаче скульптора. Образы эти романтизированы и изысканы. Ордоньесу приписывают некоторые надгробия, созданные в Неаполе. Достоверно известно, что после смерти скульптора Фанчелли он завершил его работу над надгробием кардинала Сиснероса в университетской церкви города Алькала де Энарес.

Памятник сильно пострадал во время испанской гражданской войны. Ордоньес обогатил традиционные приемы суровой властностью образа усопшего и среди восседающих по углам гробницы отцов церкви могучей грузной фигурой св. Григория.Лит. Gomez-Moreno M. E. Bartolome Ordonez. Madrid, 1956. Gomez-Moreno M. E. Las Aguilas del Renacimiento Espanol (Ordonez, Siloe, Machuca et al). Madrid, 1983..

Значения в других словарях
Оливье

, Фердинанд (Olivier, Ferdinand) 1785, Дессау — 1841, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Принадлежал к кругу художников-назарейцев. Обучался сначала в Дессау, затем в Академиях художеств Берлина и Дрездена, где испытал влияние К. Д. Фридриха. Период с 1807 по 1810 провел в Париже. Затем работал в Вене, где познакомился с пейзажной живописью Й. А. Коха. В 1814 путешествовал с Кохом в Зальцбург. С 1816 — член Братства Св. Луки (Lucasbund), хотя никогда не был в Риме. Дружил с Ю. Шнорром фон ..

Опи

, Джон (Opie, John) 1761, Сент-Агнес, Корнуолл — 1807, Лондон. Английский живописец. Родился в семье плотника, рано обнаружил талант к рисованию. Учился в Труро, Корнуолле, где познакомился с известным сатириком и художественным критиком, писавшим под псевдонимом Питер Пиндар. В 1781 в качестве "корнуоллского чуда" он был привезен Пиндаром в Лондон, где продолжил обучение у О. Хамфри. Писал портреты, четко моделируя форму, и сельские сцены, в которых ощущается влияние Рембрандта. Его искусство и..

Орлей

, Барент ван (Orley, Barent van) Ок. 1488—1492, Брюссель — 1542, Брюссель. Нидерландский живописец. Учился, вероятно, у отца, Валентина ван Орлея. Работал в Брюсселе. Испытал влияние Госсарта и Рафаэля, искусство которого знал по картонам, находившимся в 1514—1519 в брюссельской мастерской шпалер. В 1518—1530 — придворный живописец правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской. Орлей — один из видных представителей романизма, течения, ориентированного на освоение стиля итальянского Возрождения..

Орренте

, Педро де (Orrente, Pedro de) Ок. 1580, Монтеалегре (Мурсия) — 1645, Валенсия. Испанский живописец. Вел кочующую жизнь, работал в Мурсии, Куэнке, Толедо, Валенсии (1616 и после 1631). Некоторое время находился в Толедо поблизости от Эль Греко, что дало повод называть Орренте его учеником. Известно, что он дружил с сыном Эль Греко Хорхе Мануэлем, крестил одного из его сыновей. На творчество Орренте самое сильное влияние оказали произведения Якопо Бассано, которые он изучал во время своего пребыв..

Дополнительный поиск Ордоньес Ордоньес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ордоньес" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ордоньес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа