Пажу
, Огюстен (Pajou, Augustin) 1730, Париж — 1809, Париж. Французский скульптор. Учился у Ж. Б. Лемуана, выиграв конкурс на Римскую премию, уезжает в Италию. Здесь он работает и учится в течение 12 лет, копирует произведения классического искусства, выполняет частные заказы. По возвращении в Париж был в 1759 причислен к Академии и в том же году выставляется в Салоне. В 1760 становится членом Академии, в 1762 — помощником профессора, а в 1792 — ректором. Кавалер ордена Почетного легиона. Пажу получил известность как автор монументальных работ, станковых произведений, портретов. В его творчестве проявляются черты классицизма, барокко, рококо. Скульптор принимал участие в скульптурном оформлении зала Оперы в Версале — Аполлон и гении искусства (1768—1770), церкви Сен-Луи в Версале.
Собора Дома инвалидов, Дворца правосудия, Пале-Рояль, Бурбонского дворца в Париже и др. Ясность в построении композиции, в распределении пластических масс, свойственные классицизму, органично сочетаются с изысканным изяществом и лиризмом рококо в надгробии принцессы Гессен-Гомбургской — фрейлины императрицы Елизаветы Петровны (1759, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Большую часть горельефа занимает фигура Минервы, образ которой исполнен светлой печали. В руках богини орденская лента Св. Екатерины. Принцесса получила орден из рук самой императрицы после переворота 1741. В нижней части надгробия — рельеф с изображением Елизаветы, идущей во главе Преображенского полка к Зимнему дворцу (представлено старое здание дворца, выстроенное до Растрелли).
Принцесса сопровождала Елизавету в Москву и участвовала в церемонии коронации в 1742. XVIII в. — эпоха подлинного обоготворения красоты обнаженного женского тела, и Пажу создал ряд прекрасных статуй на эту тему (Покинутая Психея, 1785—1790, Париж, Лувр). Скульптор наделяет плоть особой одухотворенностью, преклонение перед памятниками античного искусства, свойственное классицизму, согрето у него живым человеческим чувством. Пажу — автор портретной галереи своих современников, здесь и статуи (Королева Мария Лещинская, 1769, Париж, Лувр. Бюффон, ок. 1776, Париж, Естественно-исторический музей. Паскаль, 1785, Париж, Институт Франции), и портретные бюсты (Ж. Б. Лемуан, 1758. Графиня Дюбарри, 1773. К. Э. Лабиль, 1784, все — Париж, Лувр.
Портрет девушки, частное собрание. Архитектор Руссо, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Бюффон, 1773, Париж, Лувр).Лит. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Stein H. Augustin Pajou. Paris. Sculpture. From the Fifteenth to the Eighteenth Century. Skirra, N. Y., 1987..
Дополнительный поиск Пажу
На нашем сайте Вы найдете значение "Пажу" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пажу, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 4 символа