Парлер

174

, Петер (Parler, Peter), в Чехии — ПАРЛЕРЖ, Петр (Parler, Petr) 1330/1332, Кёльн или Швабиш-Гмюнд — 1399, Прага. Немецко-чешский архитектор и скульптор. Учился у отца, архитектора Генриха Парлера, работая под его руководством на строительстве церкви Св. Креста в Швабиш-Гмюнде. С 1356 возглавил большую мастерскую по сооружению и украшению скульптурой собора Св. Вита в Праге. Помимо ряда капелл собора с надгробиями королей из династии Пржемысловичей (1370-е) им сооружен трифорий хора, украшенный пластическим декором (1374—1385). В этот же период руководил строительством Карлова моста в Праге, на надвратной башне которого также помещены скульптурные изображения (1380-е). После почти 20-летней архитектурной практики на строительстве собора Св.

Вита Парлер, не прекращая основной деятельности, обратился к скульптуре. Согласно программе пластического декора, выдвинутой заказчиком собора королем Чехии Карлом IV, в нескольких новых капеллах были воздвигнуты надгробия его предков. Два из них — Пржемысла Оттокара I и Пржемысла Оттокара II — наиболее достоверные произведения мастера, засвидетельствованные документально (1376—1377). Надгробия традиционны по композиции. Саркофаги с возлежащей на крышке фигурой покойного. Однако сами изображения отличаются необыкновенной для того времени пластической силой, объемностью скульптурной формы, создающей впечатление почти статуарной пластики. Хотя надгробия сильно пострадали от времени, лица королей поражают своей индивидуальностью.

Одновременно велась работа над скульптурными произведениями, совершенно необычными для того времени. Во втором ярусе собора — в трифориях, расположенных над хором, возникла целая портретная галерея — правящего короля, его родственников, прелатов церкви, каноников соборного капитула, ведавшего строительством, а также двух зодчих собора, в общей сложности 21 портрет. Они исполнены из камня и представляют собой погрудные изображения реально существовавших лиц. Подобный цикл стал новым словом в истории европейской скульптуры. В манере выполнения бюстов различают руку нескольких мастеров. Бесспорной работой Парлера считается его Автопортрет (1378—1379). Он отличается большей индивидуальностью черт лица, строения головы, открытым, обращенным к зрителю взором.

Близок ему по пластической манере бюст юного Вацлава IV (1375—1378). Пленительны женские образы, особенно Анны Свидницкой (1375—1378). Среди скульптурного декора башни Карлова моста ближе всего к манере Парлера три статуи второго яруса — Карла IV, его наследника Вацлава IV, сидящих на тронах с эмблемами королевской власти, и расположенная несколько выше стоящая фигура св. Вита. Скульптуры расположены достаточно высоко над проездной аркой, поэтому мастер прибегает к более смелой проработке форм. Складки одежд образуют либо глубокие тени, либо ярко обрисовываются на свету. Столь же подчеркнуто проработаны черты лиц. Творчество Парлера стало высшим достижением скульптуры своего времени. Пластическая выразительность, монументальность образов отличает его от большинства скульптурных произведений того времени.

Его ученики и соратники распространили принципы искусства мастера по многим немецким городам.Лит. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350—1420. М., 1998. Gots S. Peter Parler. // Die Parler und der schone Stil. 1350—1400. 3 Bd. Koln, 1979..

Значения в других словарях
Пантоха де ла Крус

, Хуан (Pantoja de la Cruz, Juan) 1533, Вальядолид — 1608, Мадрид. Испанский живописец. Мастер придворного портрета. Учился у А. Санчеса Коэльо, работал в его мастерской, копировал его работы. Испытал влияние Тициана, А. Мора, позднеманьеристического европейского портрета. Работал в Мадриде, Вальядолиде, сопровождая переехавший туда в 1602—1606 двор, в Эскориале, Лерме, Мадригале, Бургосе, Толедо. После смерти А. Санчеса Коэльо получил почетное место личного художника короля Филиппа II, а с 1598..

Парет-и-Алькасар

, Луис (Paret y Alcazar, Luis) 1746, Мадрид — 1797, Мадрид. Испанский живописец и рисовальщик. Учился в Академии Сан Фернандо в Мадриде. Благодаря покровительству инфанта дона Луиса де Бурбона совершил длительную поездку в Италию, где расширил свое художественное и гуманитарное образование, изучил греческий и латинский языки. Испытал влияние французского искусства позднего рококо, особенно в творческом общении с посетившим Мадрид Ш. Де ла Траверсе, учеником Ф. Буше. С 1770 исполнял заказы короля..

Пармиджанино

, Франческо (Parmigianino, Francesco), наст. Имя Франческо Маццола (Francesco Mazzola) 1503, Парма — 1540, Парма. Итальянский живописец и гравер. Один из ведущих представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии в 1520-е, отмеченные началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Работал в Парме, Риме (1524—1527), Болонье (1527—1531). Сын рано умершего провинциального художника и воспитанник братьев отца, также второстепенных провинциальных ж..

Пароди

, Филиппо (Parodi, Filippo) 1610, Генуя — 1701, Генуя. Итальянский скульптор. Сын резчика по дереву из Генуи. Сформировался в Риме, где испытал влияние Дж. Л. Бернини. Работал в Генуе, где сильны были влияния французской и испанской пластики, в частности традиции О. Пюже, который жил здесь в 1661—1667, но его работы были лишены драматизма. В работах Пароди сказалось также влияние деревянной религиозной скульптуры ("pasos procesionales"). Основные работы в Генуе. Статуи четырех Добродетелей, св. ..

Дополнительный поиск Парлер Парлер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парлер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парлер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа