Пармиджанино

154

, Франческо (Parmigianino, Francesco), наст. Имя Франческо Маццола (Francesco Mazzola) 1503, Парма — 1540, Парма. Итальянский живописец и гравер. Один из ведущих представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии в 1520-е, отмеченные началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Работал в Парме, Риме (1524—1527), Болонье (1527—1531). Сын рано умершего провинциального художника и воспитанник братьев отца, также второстепенных провинциальных живописцев, Пармиджанино, рано проявивший большую одаренность, сформировался во многом самостоятельно, в контакте с самобытно и лично воспринятым творчеством некоторых современников. В ранних работах Пармиджанино — росписях церкви Сан Джованни Эванджелиста (1522, Парма) и замка (Рокка) графов Сан Витале (ок.

1523, Фонтанеллато) — сказывается влияние Корреджо, в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518. В то же время в этих работах уже проявляется творческая индивидуальность мастера. Так, в росписях замка в Фонтанеллато, используя идеи Корреджо, Пармиджанино нашел свежее и поэтичное решение, превратив плафон зала в небо с белыми облаками, его распалубки — в розарий с тонким плетением жердей, поддерживающих цветущие ветви, и изобразив в люнетах, под этим цветущим шатром, эпизоды истории Дианы и Актеона. Творческое формирование Пармиджанино завершилось в Риме, где наибольшее впечатление на него произвели работы флорентийского маньериста Россо, его экспрессивный, усложненный язык поз и жестов, стремительных ракурсов, динамика ритмического рисунка.

Но неистовость и экстравагантность языка Россо претворяется у Пармиджанино в своеобразную гармонию струящихся, плавных, полных одухотворенной динамики и легкости линий, грацию удлиненных, хрупких силуэтов фигур, прихотливую игру змеящихся складок одежд, изысканность жестов рук с длинными, тонкими пальцами, скользящую плавность самых вычурных и сложных движений. Гармонической составляющей этого утонченного стиля является холодный, светлый колорит. Стиль Пармиджанино получил законченное выражение в его Мадоннах, воплощающих своеобразный идеал утонченной, одухотворенной, несколько манерной и холодно-чувственной красоты. Мадонне со св. Иеронимом (Видение св. Иеронима, 1526—1527, Лондон, Нац. Галерея), Мадонне со святыми (1527—1529, Болонья, Нац.

Пинакотека), Мадонне с розой (ок. 1528—1530, Дрезден, Картинная галерея), Мадонне со св. Захарией (ок. 1530), парадоксально решенной Мадонне с длинной шеей (ок. 1535, обе — Флоренция, галерея Уффици), Мадонне со св. Стефаном и Иоанном Крестителем (ок. 1539—1540, Дрезден, Картинная галерея). В более классическом стиле выполнены декоративные росписи свода церкви Санта Мария делла Стекката (1531—1539, Парма). Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портретный жанр. Начав карьеру портретиста юношеским автопортретом (ок. 1523, Вена, Музей истории искусства), имитирующим отражение в выпуклом металлическом зеркале, Пармиджанино создал целую галерею портретов современников, решенных более традиционно и сдержанно, в величаво-спокойной манере и в то же время проникнутых характерной для маньеристического портрета внутренней неуверенностью, меланхолией или нервной напряженностью, скрытой за маской холодной замкнутости (Граф Джангалеаццо Сан Витале, 1524, Неаполь, Нац.

Музей и галереи Каподимонте. Т. Н. Автопортрет, ок. 1527—1528, Флоренция, галерея Уффици. Женский портрет, ок. 1531, Вена, Музей истории искусства. Антея, ок. 1534—1535, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте, и др.). Пармиджанино был блестящим рисовальщиком, предпочитавшим жанр незаконченного рисунка, наброска, непосредственно и живо, с утонченным артистизмом воплощавшего создания изменчивой фантазии художника. Эти рисунки отличают выразительность прерывистой, беглой линии, живописное противопоставление пятен светотени, иногда обозначающих формы как бы намеком. Сходные черты определяют и гравюры Пармиджанино. Художник предпочел традиционной технике резцовой гравюры офорт с его живописными возможностями, способностью оперировать свободной, прерывистой линией, передавать сложную игру света и теней, сообщать изображенному зыбкость и невесомость.

Ряд рисунков Пармиджанино был растиражирован ксилографом У. Да Карпи (ок. 1480—1532), работавшим в технике цветной гравюры на дереве (кьяроскуро). Пармиджанино оказал большое влияние на итальянскую живопись XVI в., элементы его сложного и изысканного изобразительного языка обогатили живописную практику не только маньеристов, но и ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения — Веронезе, Тинторетто, Я. Бассано.Лит. Frohlich-Bun L. Parmigianino und der Manierismus. Wien, 1921. Copertini G. H. Parmigianino. Parma, 1932. Vol. 1—2. Freedberg S. Parmigianino. His Work in Painting. Cambridge, 1950..

Значения в других словарях
Парет-и-Алькасар

, Луис (Paret y Alcazar, Luis) 1746, Мадрид — 1797, Мадрид. Испанский живописец и рисовальщик. Учился в Академии Сан Фернандо в Мадриде. Благодаря покровительству инфанта дона Луиса де Бурбона совершил длительную поездку в Италию, где расширил свое художественное и гуманитарное образование, изучил греческий и латинский языки. Испытал влияние французского искусства позднего рококо, особенно в творческом общении с посетившим Мадрид Ш. Де ла Траверсе, учеником Ф. Буше. С 1770 исполнял заказы короля..

Парлер

, Петер (Parler, Peter), в Чехии — ПАРЛЕРЖ, Петр (Parler, Petr) 1330/1332, Кёльн или Швабиш-Гмюнд — 1399, Прага. Немецко-чешский архитектор и скульптор. Учился у отца, архитектора Генриха Парлера, работая под его руководством на строительстве церкви Св. Креста в Швабиш-Гмюнде. С 1356 возглавил большую мастерскую по сооружению и украшению скульптурой собора Св. Вита в Праге. Помимо ряда капелл собора с надгробиями королей из династии Пржемысловичей (1370-е) им сооружен трифорий хора, украшенный п..

Пароди

, Филиппо (Parodi, Filippo) 1610, Генуя — 1701, Генуя. Итальянский скульптор. Сын резчика по дереву из Генуи. Сформировался в Риме, где испытал влияние Дж. Л. Бернини. Работал в Генуе, где сильны были влияния французской и испанской пластики, в частности традиции О. Пюже, который жил здесь в 1661—1667, но его работы были лишены драматизма. В работах Пароди сказалось также влияние деревянной религиозной скульптуры ("pasos procesionales"). Основные работы в Генуе. Статуи четырех Добродетелей, св. ..

Патинир

, Иоахим (Patinir <Patenir>, Joachim) Ок. 1475—1480, Бувинь или Динан — 1524, Антверпен. Нидерландский живописец. Работал в Брюгге, с 1515 — в Антверпене. В религиозных произведениях Патинира самостоятельной художественной темой становится пейзаж. Природа, бывшая у мастеров предшествующего периода лишь фоном, у него оказывается важнейшим компонентом картины. В более ранних работах сюжетное повествование играет относительно равнозначную роль с ландшафтом. Таково Крещение Христа (после 1515,..

Дополнительный поиск Пармиджанино Пармиджанино

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пармиджанино" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пармиджанино, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 12 символа