Пахер

188

, Михаэль (Pacher, Michael) Ок. 1430—1435, Брунек, ныне Брунико, Южный Тироль — 1498, Зальцбург. Немецкий скульптор и живописец австрийской школы. Годы учения (1445—1450) провел в Южном Тироле. Ок. 1453 посетил Италию (Падуя). В 1465—1471 путешествовал по Рейну и Нидерландам. После 1475 вновь побывал в Италии, где познакомился с произведениями Мантеньи и Антонелло да Мессины. В 1467—1496 работал в Брунеке, где у него была большая мастерская, в последние годы жизни — в Зальцбурге (1496—1498). Основная часть творческого наследия Пахера — большие алтари традиционного для Германии типа с позолоченными деревянными скульптурами в центральной части, исполненными живописью боковыми створками и сложным архитектурно-орнаментальным готическим завершением — надстройкой.

Известны и несколько монументальных росписей, фрагменты которых сохранились в церквах тирольских городков Нейштифт и Иннихен. Главное создание мастера — огромный (высота — 11 м) алтарь церкви Св. Вольфганга (1471—1481, Верхняя Австрия, Санкт-Вольфганг). Центральное место здесь занимает резная золоченая скульптурная группа с изображением Коронования Девы Марии. В отличие от традиционного решения подобной сцены Пахер отказывается от симметрии и уравновешенности масс. Головы коленопреклоненной Марии и возвышающегося над ней Христа расположены на разном уровне, что сообщает этой композиции определенную динамику и создает впечатление движения группы. Чтобы достичь большей свободы и объемности в изображении фигур, мастер углубляет пространство за центральной сценой.

По бокам же ее фланкируют две величественные статуи — св. Вольфганга и св. Бенедикта, патронов церкви и заказчика алтаря. Художник создал здесь индивидуально-выразительные образы людей, проникнутых чувством собственного достоинства. Живописный декор алтаря посвящен сценам из жизни Девы Марии, Христа и св. Вольфганга. Они размещены на внутренних и наружных боковых створках, а также в пределле. Это первый в истории немецкой живописи цикл, в котором художник следует ряду новых для Германии изобразительных принципов, почерпнутых в искусстве Северной Италии. Данные крупным планом, жестко и твердо написанные фигуры персонажей предстают у Пахера на фоне уходящего в глубину пространства, они умело и даже эффектно изображены в резком перспективном сокращении архитектурных декораций.

Столь же уверенно передает художник и сложные ракурсы фигур (Чудо в Кане Галилейской, Воскрешение Лазаря и др.). Некоторая суховатость, присущая этим композициям, смягченная лишь в отдельных сценах (Рождество), сохраняется и в другой значительной живописной работе — Алтаре отцов церкви, созданном для монастыря Нейштифт (1475—1479, Мюнхен, Старая пинакотека). В четырех створках его центральной части изображены главные вероучители раннего христианства — св. Августин, Иероним, Григорий и Амвросий. Уверенное владение пространственными построениями, ракурсами, иллюзионистическими эффектами сочетается здесь с острой эмоциональной экспрессией. Крупные, больше человеческого роста фигуры вероучителей, чью монументальность подчеркивают и легкий ракурс снизу, и теснота ниш, в которых они находятся, предстают в момент духовного озарения, взволнованного общения со Св.

Духом, слетающим к ним в виде голубя. Их резкие выразительные жесты, оживленная мимика выдают не только духовную мощь, но и яркость, неповторимость личностей. Творчество Пахера, который органично ввел в немецкую живопись некоторые принципы североитальянского искусства, предвосхитило ряд характерных тенденций немецкого Возрождения.Лит. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Rasmo N. Michael Pacher. Munchen, 1969..

Значения в других словарях
Патинир

, Иоахим (Patinir <Patenir>, Joachim) Ок. 1475—1480, Бувинь или Динан — 1524, Антверпен. Нидерландский живописец. Работал в Брюгге, с 1515 — в Антверпене. В религиозных произведениях Патинира самостоятельной художественной темой становится пейзаж. Природа, бывшая у мастеров предшествующего периода лишь фоном, у него оказывается важнейшим компонентом картины. В более ранних работах сюжетное повествование играет относительно равнозначную роль с ландшафтом. Таково Крещение Христа (после 1515,..

Паудис

, Христофор (Paudiss, Christopher) Ок. 1625, Нижняя Саксония — 1666, Фрейзинг, Бавария. Немецкий живописец. Учился в Амстердаме у Рембрандта (1640-е). Работал в Венгрии (до 1659), Дрездене (1659—1660), Фрейзинге и Регенсбурге. Писал в основном портреты и натюрморты, а также жанровые сцены, картины на религиозные сюжеты. Один из крупных мастеров XVII в. Его искусство, как и многих немецких мастеров этого времени, возникло в сложном взаимодействии с наследием иностранных живописцев. Работая сначал..

Певзнер

, Антон (Pevsner, Antoine) 1884, Орел — 1962, Париж. Русский художник, работавший во Франции. В 1902—1909 учился в художественной школе в Киеве, затем недолгое время в Академии художеств в Санкт-Петербурге. При посещении одного из новгородских монастырей его поразило зрительное колебание планов в иконописных ликах. Вследствие затененности глазниц глаза то выступали отчетливым рельефом, то тонули в глубине и казались закрытыми. Эффект светотеневой "обратной перспективы", оптического перевертывани..

Пейнакер

, Адам (Pynacker, Adam) 1621, Пейнакер, близ Делфта — 1673, Амстердам. Голландский живописец, офортист. Работал в Делфте (1649), Схидаме (1657—1658) и Амстердаме. На творчество Пейнакера решающее влияние оказало трехлетнее пребывание в Италии, где он увлекся образами итальянской природы. По возвращении на родину стал писать монументальные настенные полотна, украшавшие богатые дома Амстердама. Среди них Итальянский пейзаж с большими руинами и водопадом (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена),..

Дополнительный поиск Пахер Пахер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пахер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пахер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа