Пахер
, Михаэль (Pacher, Michael) Ок. 1430—1435, Брунек, ныне Брунико, Южный Тироль — 1498, Зальцбург. Немецкий скульптор и живописец австрийской школы. Годы учения (1445—1450) провел в Южном Тироле. Ок. 1453 посетил Италию (Падуя). В 1465—1471 путешествовал по Рейну и Нидерландам. После 1475 вновь побывал в Италии, где познакомился с произведениями Мантеньи и Антонелло да Мессины. В 1467—1496 работал в Брунеке, где у него была большая мастерская, в последние годы жизни — в Зальцбурге (1496—1498). Основная часть творческого наследия Пахера — большие алтари традиционного для Германии типа с позолоченными деревянными скульптурами в центральной части, исполненными живописью боковыми створками и сложным архитектурно-орнаментальным готическим завершением — надстройкой.
Известны и несколько монументальных росписей, фрагменты которых сохранились в церквах тирольских городков Нейштифт и Иннихен. Главное создание мастера — огромный (высота — 11 м) алтарь церкви Св. Вольфганга (1471—1481, Верхняя Австрия, Санкт-Вольфганг). Центральное место здесь занимает резная золоченая скульптурная группа с изображением Коронования Девы Марии. В отличие от традиционного решения подобной сцены Пахер отказывается от симметрии и уравновешенности масс. Головы коленопреклоненной Марии и возвышающегося над ней Христа расположены на разном уровне, что сообщает этой композиции определенную динамику и создает впечатление движения группы. Чтобы достичь большей свободы и объемности в изображении фигур, мастер углубляет пространство за центральной сценой.
По бокам же ее фланкируют две величественные статуи — св. Вольфганга и св. Бенедикта, патронов церкви и заказчика алтаря. Художник создал здесь индивидуально-выразительные образы людей, проникнутых чувством собственного достоинства. Живописный декор алтаря посвящен сценам из жизни Девы Марии, Христа и св. Вольфганга. Они размещены на внутренних и наружных боковых створках, а также в пределле. Это первый в истории немецкой живописи цикл, в котором художник следует ряду новых для Германии изобразительных принципов, почерпнутых в искусстве Северной Италии. Данные крупным планом, жестко и твердо написанные фигуры персонажей предстают у Пахера на фоне уходящего в глубину пространства, они умело и даже эффектно изображены в резком перспективном сокращении архитектурных декораций.
Столь же уверенно передает художник и сложные ракурсы фигур (Чудо в Кане Галилейской, Воскрешение Лазаря и др.). Некоторая суховатость, присущая этим композициям, смягченная лишь в отдельных сценах (Рождество), сохраняется и в другой значительной живописной работе — Алтаре отцов церкви, созданном для монастыря Нейштифт (1475—1479, Мюнхен, Старая пинакотека). В четырех створках его центральной части изображены главные вероучители раннего христианства — св. Августин, Иероним, Григорий и Амвросий. Уверенное владение пространственными построениями, ракурсами, иллюзионистическими эффектами сочетается здесь с острой эмоциональной экспрессией. Крупные, больше человеческого роста фигуры вероучителей, чью монументальность подчеркивают и легкий ракурс снизу, и теснота ниш, в которых они находятся, предстают в момент духовного озарения, взволнованного общения со Св.
Духом, слетающим к ним в виде голубя. Их резкие выразительные жесты, оживленная мимика выдают не только духовную мощь, но и яркость, неповторимость личностей. Творчество Пахера, который органично ввел в немецкую живопись некоторые принципы североитальянского искусства, предвосхитило ряд характерных тенденций немецкого Возрождения.Лит. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Rasmo N. Michael Pacher. Munchen, 1969..
Дополнительный поиск Пахер
На нашем сайте Вы найдете значение "Пахер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пахер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 5 символа