Пигаль

189

, Жан-Батист (Pigalle Jean-Baptiste) 1714, Париж — 1785, Париж. Французский скульптор. Пигаль был четвертым сыном резчика по дереву Жана Пигаля, работавшего при дворе. Учился у Р. Ле Лоррена и Ж. Б. Лемуана. Участвовал в конкурсе на Римскую премию, но занял третье место. Раздосадованный неудачей, решил отправиться в Италию пешком. Добрался до Рима тяжело больным и остался в живых лишь благодаря заботам друга — скульптора Г. Кусту (бывшего в то время пенсионером Французской академии в Риме). Находясь в Италии, Пигаль изучал античную скульптуру, выполнял частные заказы, здесь же создал первый вариант статуи Меркурий, завязывающий сандалию (1744, Париж, Лувр), представленную затем при поступлении в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже.

Пигаль — автор ряда камерных композиций, которые прекрасно вписывались в дворцовые интерьеры, декорированные в стиле рококо. Любовь и Дружба (1758), Мальчики с клеткой (1749, обе — Париж, Лувр). Эту тему мастер не раз варьировал в бронзе и фарфоре. Правдиво, с мягким юмором передает скульптор наивное недоумение малыша, глядящего вслед улетевшей птичке. Перед нами не лукавый, грациозный Амур, а обычный пухлый младенец. Мастер успешно работал и в области портрета, его взгляд отмечен объективностью, умением раскрыть внутренний мир модели. Портреты хирурга королевских армий Герена (ок. 1775, Париж, Лувр), инженера Перроне (1785, Париж, собрание Давид-Вейль), прекрасный бюст Дидро (Париж, Лувр), снабженный надписью.

"Дидро, вылеплен его приятелем Пигалем в 1777, обоим по 63 года", автопортрет (1780, Париж, Лувр). Художник сумел передать особенность духовного склада человека эпохи Просвещения, деятельный характер личности. Необычное впечатление производит статуя Вольтера, которого ваятель представил обнаженным (1776, Париж, Институт Франции), очевидно, увлеченный идеей "героической наготы". Вольтеру было 76 лет, и скульптор, стремясь к правде, воспроизвел старческое немощное тело (для фигуры позировал старый солдат), голову Пигаль лепил с натуры, но сильно "омолодил" философа. В целом в статуте есть ощущение какой-то неестественности, дисгармонии — идея подавила пластику. Женских портретов у Пигаля немного. Его объективность сказалась в бюсте маркизы Помпадур (1751, Нью-Йорк, музей Метрополитен) — всесильной фаворитки Людовика XV.

Мастер изобразил ее отнюдь не столь миловидной, как это делали другие художники. Из монументальных произведений наиболее значительно надгробие маршала Морица Саксонского (1753—1776, Страсбург, церковь Сен-Тома), в пластическом размахе которого слышны отзвуки барокко. Гробница представляет своеобразное театральное действо, "поэму в пластике". Полководец в бранных доспехах величаво спускается по мраморным ступеням к раскрытому саркофагу. Фигура маршала дана в обрамлении пышного скульптурного декора. Справа высятся победоносные знамена, в складках которых плачущий амур с погасшим факелом. Слева — поникшие знамена врагов. Поверженные львы — символ побежденного зла. Подле саркофага скорбящая Сила в образе могучего Геракла.

Напротив скрюченная Смерть с песочными часами открывает крышку саркофага, в то время как прекрасная женщина — аллегория Франции — стремится удержать героя и оттолкнуть смерть. Сочетание белого и цветного мрамора усиливает живописность и патетику памятника. В 1744 Пигаль стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, в 1752 — профессором, в 1777 — ректором. Был кавалером ордена Св. Михаила.Лит. Tarbe P. La vie et les ?uvres de Jean-Baptiste Pigalle. Paris, 1859. Rocheblave S. Jean-Baptiste Pigalle. Paris, 1919. Reau L. J.-B. Pigalle. Paris, 1959..

Значения в других словарях
Петрович

, Надежда (Petrovic, Nadezda) 1873, Чачак — 1915, Валево. Сербская художница. Родилась в семье интеллигентов, многие члены которой были связаны с искусством. Училась в Белграде в мастерской Дж. Крстича (1896—1898) и Мюнхене, сначала в мастерской А. Ажбе (1898—1901), затем у Ю. Экстера (1901—1903). Посетила Германию, Австрию, Италию и Францию. В 1903—1910 работала в Сербии, в 1910—1912 — в Париже. В 1904 была одним из активных организаторов первой выставки искусства южных славян в Белграде. Высту..

Пехштейн

, Макс (Pechstein, Max) 1881, Цвиккау — 1955, Берлин. Немецкий живописец. Представитель экспрессионизма. Учился в дрезденской Школе прикладного искусства (1900—1903), затем в дрезденской Академии художеств в мастерской О. Гусмана (1903—1906). В 1906 вступил в объединение художников "Мост", положившее начало немецкому экспрессионизму. В период пребывания в Париже (1907—1908) сблизился с фовистами. Под влиянием французской живописи сложился стиль Пехштейна с присущими ему особенностями яркого деко..

Пизанелло

, Антонио (Pisanello, Antonio), наст. Имя Антонио ди Пуччи да Черрето Ок. 1395, Пиза — ок. 1455. Североитальянский живописец, рисовальщик, медальер. По-видимому, ученик Стефано да Верона. Сотрудничал с Джентиле да Фабриано, который в 1427 завещал Пизанелло свои рабочие инструменты. Детство и юность провел в Вероне, где впоследствии проживала его семья. В 1442 по приговору венецианских властей был лишен права пребывать в Вероне и других венецианских владениях за участие в штурме Вероны мантуански..

Пизано, Андреа

(Pisano, Andrea), наст. Имя Андреа да Понтедера (Andrea da Pontedera) Сведения с 1330 по 1348. Итальянский архитектор и скульптор, уроженец Пизы. Возглавлял большую мастерскую, в которой работал его сын Нино Пизано, скульптор Альберто Арнольди и другие мастера. Создавший ряд крупных скульптур, Андреа Пизано был в первую очередь выдающимся мастером рельефа. Первая дошедшая до нас работа Андреа Пизано — рельефы и орнаментальный декор бронзовых дверей флорентийского баптистерия (1330—1336). Решение..

Дополнительный поиск Пигаль Пигаль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пигаль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пигаль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа