Рейнолдс

222

, Джошуа (Reynolds, Joshua) 1723, Плимптон, Девоншир — 1792, Лондон. Английский живописец, теоретик искусства и художественный деятель. Крупнейший портретист XVIII в., один из наиболее значительных мастеров в истории английского искусства. Родился в семье священника англиканской церкви, бывшего также директором классической школы и впоследствии членом попечительского совета Баллиол-колледжа в Оксфорде. В распоряжении будущего художника была большая библиотека, включавшая книги по теории живописи. В 1740, исполненный самых возвышенных идей, он отправился в Лондон, будучи уверенным, что никогда не станет заниматься столь низким жанром, как портрет. Однако его учителем оказался известный в то время портретист.

Т. Хадсон. У него Рейнолдс провел три года и еще до окончания обучения начал свою художественную деятельность, которую продолжил в Девоншире в качестве местного портретиста. Ранний стиль мастера сложился под воздействием отчасти Ван Дейка, но главным образом Рембрандта, влияние которого особенно сильно чувствуется в Автопортрете (ок. 1747, Лондон, Нац. Портретная галерея). Уже в этом холсте проявились композиционный дар живописца, интерес к эффектам освещения, стремление преодолеть внешнюю и внутреннюю статику образа, элементы драматургии, понуждающие зрителя домысливать сюжетную сторону портрета. В 1749 Рейнолдс уезжает в Европу. Два года живет в Риме (1750—1752), изучая античность и наследие великих мастеров Возрождения.

Проводит три важных для него месяца в Венеции, посещает Флоренцию, Болонью, Парму. Совершенствуя свою кисть, сделал множество набросков и этюдов маслом, пытаясь проникнуть в секреты построения формы у Микеланджело и Рафаэля, открыть тайну светоносной живописи венецианцев, в особенности Тициана. Возможно, уже тогда зародилось стремление художника к сочетанию особенностей английской национальной школы живописи с высокой классической традицией Италии. В 1753 обосновался в Лондоне. Слава пришла к нему очень быстро. Уже Портрет коммодора Кеппела (1753—1754, Гринвич, Нац. Морской музей), на корабле которого он отплыл в свое время в Италию, принес первый успех. К 1760-м мастер оставил позади всех своих соперников, включая Ремзи, и стал самым знаменитым лондонским портретистом.

Его произведения оценивались в два раза дороже, чем Гейнсборо. Наследие, оставленное Рейнолдсом, огромно. Имея большое количество заказов, он вынужден был прибегать к услугам помощников при написании драпировок. Но именно благодаря творческой энергии и работоспособности мастера была создана целая "галерея без стен", донесшая до нас облик, характер и вкусы английского общества XVIII в. Его моделями были крупные аристократы, государственные и политические деятели, военные, поэты, актеры, ученые. Он сам входил в круг интеллектуальной элиты своего времени, был дружен с видными членами партии вигов, художественным критиком и автором Словаря английского языка С. Джонсоном, писателями О. Голдсмитом и Л. Стерном, актером Д.

Гарриком. Благодаря учености и проповедуемому культу знания он сумел повысить социальный статус художника и утвердить престижность занятия искусством подобно науке и философии, хотя сам он был человеком нелегким, обладая деятельной самолюбивой натурой, слыл большим снобом, не терпел соперников и был снисходителен к ним только после их смерти. В 1760-е Рейнолдс являлся активным участником выставок Общества художников, а в 1768 стал одним из членов-учредителей Королевской академии художеств и первым ее президентом. В 1764 был в числе членов-учредителей Литературного клуба. В 1769 удостоен рыцарского звания, и следующие 20 лет авторитет его непререкаем. Он публиковал статьи в журнале Idler (1759—1760). Речи (1769—1790), произносимые им ежегодно на торжественном акте в Академии, также были изданы впоследствии (1798).

Прозвучавшие в них идеи разрабатывались в отдельности и ранее, начиная с эпохи Возрождения, но, собранные воедино, они стали классическим выражением академической доктрины "большого стиля" (Grand Manner). Рациональная в своей основе, она противостояла нарождающемуся романтизму с его приоритетом чувства и эмоции. Рейнолдс рассматривал вкус с позиций неоклассицистической традиции как способность различать истинное и ложное, считая наиболее важным в его верном формировании обращение к разуму и философии. Основным критерием вкуса является подражание природе. Под этим Рейнолдс подразумевал обобщенную природу, этос. Целью искусства ему представлялось моральное совершенствование человека. Следовало вдохновляться благородными и возвышенными темами, избегая низкого (в этом, помимо прочего, заключалась скрытая полемика с Хогартом), и придерживаться твердых правил искусства (тезис, вызывавший яростные возражения Блейка).

Рейнолдс считал, что после Микеланджело искусство постепенно деградировало. Не отвергая свободы индивидуальной манеры художника, он полагал необходимым в качестве примера всегда иметь в виду великие творения. Одно из главных значений Речей состоит в том, что они легли в основу системы академического художественного образования. Практика же самого Рейнолдса в известной мере противоречила изложенной доктрине. Его искусство отличалось редким творческим разнообразием. В лучших своих произведениях он умел сочетать достоинство и величие "большого стиля" с неподдельным чувством, глубоким психологизмом, достигая простоты, проникновенности и живописной свободы. В истории живописи мало художников, которые могли бы в своих портретах с такой силой передать концентрацию чувств и интеллекта.

Обладая чувством реальной формы, он с точностью отбирал предметное окружение моделей, раскрывающее образ или заложенную в портрете идею. В более общем плане в его творчестве можно выделить два типа портрета. Один связан со стремлением "поднять" портретное искусство посредством классических образцов и ассоциаций. Такого рода композиции, иногда наделенные большой долей помпезности, дополняются аллегорическими персонажами и деталями, чаще всего взятыми из античной мифологии и искусства. В их окружении дается идеализированный образ модели, порой представленной также в облике античного божества. Примером могут служить композиция Три Грации, украшающие гирляндами герму Гименея (Портрет сестер Монтгомери, 1774, Лондон, галерея Тейт) или знаменитый Портрет Сары Сиддонс (1783—1784, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), являющийся квинтэссенцией этой линии его живописи.

Великая актриса изображена в облике музы Трагедии, восседающей на вознесенном на облаке троне. Ее сопровождают аллегорические персонажи, символизирующие Отчаяние и Милосердие (по другой трактовке, Злодеяние и Раскаяние). Театральность, которую иногда придают произведениям Рейнолдса элементы "большого стиля", в данном случае имеет внутреннюю логику и соответствует избранной модели. Другой тип портрета — обычно это изображения хорошо знакомых художнику людей — в большей мере интимный, лишенный помпезных атрибутов, психологически насыщенный и тонкий. В детских и женских образах больше лиризма и непосредственности, в мужских дается намек на род занятий, подчеркивается сила ума и характера. К этому типу относится одна из вершин искусства мастера — Портрет Нелли О’Брайен (1763, Лондон, собрание Уоллес), пленяющий открытостью чувства и глубиной человеческого обаяния модели, воплощенных в прекрасной живописной форме.

Фигура сидящей молодой женщины, написанная в саду, пронизана солнечным светом. Богатство и красота рефлексов, особенно золотисто-розовой гаммы, придают живую телесность и трепетность изображению и как бы предвещают более позднюю пленэрную живопись. Хотя в академической доктрине уделено больше внимания классической линии и пластической форме и большинству композиций Рейнолдса действительно свойственны чистота и ясность рисунка, сам мастер — замечательный колорист. Порой он бывал даже бравурным, оперируя полнокровными формами, в которых жили отзвуки барочной живописи. К сожалению, эксперименты с пигментами, особенно увлечение битумом, использовавшимся мастером в подмалевках, сильно разрушило красочный слой на многих его полотнах.

Рейнолдс часто строил композиции своих холстов с большой выдумкой, проявляя разнообразие и оригинальность в подходе к моделям. Он не боялся вводить в портреты черты жанровости, объединяющие персонажей в групповых изображениях общим действием (Портрет сестер Уолдгрейв, 1780, Эдинбург, Нац. Галерея Шотландии). В 1781 художник посетил Голландию и Фландрию, где проявил интерес к искусству Рубенса. Воздействие великого фламандца ощущается в двух полотнах, написанных Рейнолдсом по заказам Екатерины II и князя Потемкина (Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой, 1786— 1788. Воздержанность Сципиона Африканского, 1788—1789, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1784 стал, наконец, главным художником короля Георга III, хотя между ними никогда не было тесных отношений из-за политической оппозиционности Рейнолдса, его связей с вигами.

В последние годы творчества мастер пробовал силы в исторической живописи, не связанной с классицистическими сюжетами (Макбет и ведьмы, 1789, Петуорт, Сассекс, собрание лорда Эгремонта). За три года до смерти мастер вынужден был оставить работу из-за слепоты. После кончины ему были отданы почести как человеку, составлявшему национальную гордость Великобритании. Похоронен в соборе Св. Павла в Лондоне. Другие произведения. Портрет С. Джонсона (ок. 1756), Портрет Л. Стерна (1760, оба — Лондон, Нац. Портретная галерея), Портрет графини Спенсер с дочерью (1760—1761, Олторп, собрание графа Спенсера), Портрет У. Гастингса (1766— 1768), Портрет Д. Гаррика с женой (1772—1773, оба — Лондон, Нац. Портретная галерея), Автопортрет (ок.

1773), Портрет сэра Дж. Бенкса (1773, оба — Лондон, Королевская академия художеств), Портрет Джен, графини Харрингтон (1777—1779, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), Портрет адмирала Кеппела (1780, Лондон, галерея Тейт), Портрет леди Лавинии Спенсер (1782, Олторп, собрание графа Спенсера), Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской с ребенком (1786, Чатсуорт, собрание герцога Девонширского), Портрет лорда Хитфилда (1787—1788, Лондон, Нац. Галерея), Невинный возраст (1788, Лондон, галерея Тейт).Лит. Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964. Reynolds J. The Discourses. London, 1905. Graves A. And van Cronin W. A History of the Works of Sir Joshua Reynolds. Vol. 1—4. London, 1899—1901. Waterhouse E.

K. Reynolds. London, 1973..

Значения в других словарях
Рафаэль Санти

(Raffaello Santi) 1483, Урбино — 1520, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Документальные свидетельства об этом отсутствуют. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504—1508 работал во Флоренции. В кон. 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X. Один из величайших мастеров флоренти..

Реберн

, Генри (Raeburn, Henry) 1756, Эдинбург — 1823, Эдинбург. Шотландский живописец. Работал в жанре портрета. Художественное образование получил сначала как ювелир, затем пробовал силы в миниатюре. Некоторое время работал у Д. Мартина, ученика Ремзи. Очевидно, был знаком по репродукционной гравюре с произведениями Ромни и Рейнолдса. Благодаря таланту и упорному самообразованию скоро превзошел своих непосредственных учителей. В 1785 уехал в Рим, где встретился с Г. Гамильтоном и познакомился с искус..

Рейсдал

, Саломон ван (Ruysdael, Ruisdael, Salomon van) 1600—1603, Нарден, Сев. Голландия — 1670, Харлем. Голландский живописец. С 1616 работал в Харлеме. В 1623 — член гильдии живописцев. Испытал влияние Э. Ван Велде. Писал пейзажи и натюрморты. В 1630-х Рейсдал оказался близок Я. Ван Гойену в композиционных и живописных приемах, создающих обобщенный образ равнинной природы Голландии. Небольшие пейзажи, ничем не ограниченные с краев, с низким горизонтом и простором огромного облачного неба написаны в с..

Рейсдал, Якоб ван

(Ruysdael, Ruisdael, Jacob van) 1628 или 1629, Харлем — 1682, Амстердам. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Племянник и, возможно, ученик С. Ван Рейсдала. Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. Первоначально находился под влиянием гарлемских пейзажистов П. Поттера, Я. Ван Гойена, Х. Сегерса, А. Ван Эвердингена, К. Врома. В 1650-х его художественный кругозор значительно расширился, чему способствовали путешествия по Голландии и в компании Н. Берхема по Западной Германии,..

Дополнительный поиск Рейнолдс Рейнолдс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рейнолдс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рейнолдс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа