Роббиа, Лука делла

194

(Robbia, Luca della), полн. Имя — Лука ди Симоне ди Марко делла Роббия (Luca di Simone di Marco della Robbia) 1399/1400, Флоренция — 1482. Итальянский скульптор. Сын фармацевта, мастер флорентийской школы. По-видимому, с нач. 1420-х он вместе с другими мастерами работал над скульптурным убранством флорентийского собора. Вплоть до нач. 1430-х его самостоятельные произведения неизвестны. Но уже в первой дошедшей до нас работе — кафедре для певчих (1431—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо) Лука делла Роббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник Донателло, автора второй соборной кафедры (1433—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Обе кафедры, находившиеся друг против друга, представляют подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли.

Тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах. В этой первой своей значительной работе Лука делла Роббиа успешно конкурирует со своим великим современником Донателло. Если последний украсил парапет своей кафедры хороводом пляшущих путти, проносящихся за сдвоенными колоннами, то кафедру Луки делла Роббиа украшают 10 квадратных мраморных рельефов, 8 из них, расположенных в 2 ряда фронтальной части кафедры, 2 — боковые стороны. Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. Если у Донателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Луки делла Роббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность.

Дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги. Подростки с грубоватыми лицами, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Продемонстрировав в кафедре для певчих превосходное владение техникой работы в мраморе, Лука делла Роббиа, видимо, уже в 1430-е начал осваивать технику майолики — обожженной, покрытой цветной глазурью глины, до этого применявшейся преимущественно в прикладном искусстве. Первыми композициями, выполненными в этой технике, стали рельефы Воскресение Христа и Вознесение Христа, украсившие люнеты перед двумя дверями сакристии собора во Флоренции (1442, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), где он использовал только две краски — сине-голубую для фона и белую для фигур Христа и апостолов.

Строгость решения этих рельефов, где мастер оперирует лишь сине-голубым и белым цветом. Более богатую цветовую гамму Лука делла Роббиа использует в 4 тондо (круглых рельефах) с изображениями евангелистов, украшающих свод капеллы Пацци флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1444). В 1445 Лука делла Роббиа получил заказ на создание бронзовых дверей для сакристии флорентийского собора. За образец он взял бронзовые двери Донателло, уже украшавшие другой вход в сакристию, разделив створки на 10 полей и ограничив каждую композицию лишь несколькими фигурами. Но самое большое место в позднем творчестве Луки делла Роббиа занимают работы, выполненные в технике майолики, в которой он открывает новые возможности, используя одноцветную белую глазурь, что позволяет ему имитировать мраморные статуи и цветную глазурь.

Податливый материал позволяет придать формам особую чистоту и отточенность, плавность и обобщенность. Эти качества свойственны его монументальным работам, таким как Встреча Марии и Елизаветы, выполненная в технике покрытия белой глазурью терракоты (ок. 1455, Пистойя, церковь Сан Джованни Фуорчивитас), и небольшой рельеф Мадонна с яблоком (ок. 1455, Флоренция, Нац. Музей Борджелло). Со 2-й пол. 1460-х в мастерской Луки делла Роббиа работал в качестве помощника его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).Лит. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987. Marquand A. Luca della Robbia. Princeton, 1914. Plaiscing L. Luca della Robbia. Firenze, 1948..

Значения в других словарях
Ришье

, Жермен (Richier, Germaine) 1904, Гранс, близ Арля — 1959, Монпелье. Французский скульптор и график. В 1922—1925 училась в Школе изящных искусств в Монпелье. Прибыв в Париж в 1925, следующие 4 года обучалась мастерству скульптора у Бурделя. С началом оккупации Франции переселилась в Швейцарию, вернулась в Париж в 1945. Расцвет творчества Ришье приходится на 1940—1950-е. В работах 1940-х уроки Бурделя ощутимы в манере лепки формы, в отсылках к мотивам классики и европейского Средневековья (Дева ..

Роббиа, Андреа делла

(Robbia, Andrea della) 1435, Флоренция — 1525, Флоренция. Итальянский скульптор, племянник и ученик Луки делла Роббиа, отец скульптора Джованни делла Роббиа. Работал во Флоренции и других городах Тосканы, преимущественно в технике покрытой цветной глазурью терракоты, которую изучил, работая до 1482 в мастерской своего дяди Луки делла Роббиа, обогатив технику последнего более богатой цветовой гаммой. Одной из самых значительных работ Андреа делла Роббиа является серия круглых майоликовых рельефо..

Робер

, Юбер (Rober, Hubert) 1733, Париж — 1808, Париж. Французский живописец и рисовальщик. С 1754 по 1765 учился и работал в Риме, где познакомился с Фрагонаром и вместе с ним рисовал виды виллы д’Эсте (Париж, Лувр). После возвращения в Париж выставил в Салоне 1767 несколько архитектурно-декоративных пейзажей (Римский порт, 1766, Париж, музей Школы изящных искусств). Главной темой Робера становятся воображаемые и реально существующие руины античного города. В Салоне его встретили огромный энтузиазм ..

Род

, Йорген (Roed, Jorgen) 1808, Копенгаген — 1888, Копенгаген. Датский живописец. Обучался с 14 лет у портретиста Х. Хансена в Академии художеств, дружил с его сыном К. Хансеном, впоследствии известным живописцем. После смерти Хансена занимался у К. В. Эккерсберга. Увлекся изображением памятников архитектуры под влиянием учителя и трудов историка искусства Нильса Лауритц Хойена о зодчестве Средневековья и Ренессанса. Принял участие в конкурсе 1835, организованном "Обществом искусств", получив перв..

Дополнительный поиск Роббиа, Лука делла Роббиа, Лука делла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Роббиа, Лука делла" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Роббиа, Лука делла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа