Ротари

213

, Пьетро (Rotari, Pietro) 1707, Верона — 1762, Венеция. Итальянский живописец веронской школы. Обычно относится к разряду "petites maitres" рококо. Однако творчество этого мастера оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII столетия. Он был родом из Вероны и занимался в мастерской А. Балестры. Его постоянные разъезды по Италии и поездки за границу напоминали деятельность "художника-виртуоза". В 19 лет он приехал в Венецию, где пробыл два года, затем посетил Неаполь (1731), изучая наследие мастеров неаполитанской школы. С 1727 по 1734 работал в Риме, занимаясь у Ф. Тревизани. В 1734, возвратившись в Верону, создал там Академию живописи. С 1749 работал при венском и дрезденском дворах. Крупной работой Ротари считаются алтарные образы в Хофкирхе в Дрездене Видение св.

Игнатия Лойолы, Смерть св. Франциска Ксавье (1752—1753). В 1756 был приглашен Елизаветой Петровной в Россию для написания портретов императрицы и членов ее семейства. Помимо портретов он писал картины на исторические и мифологические сюжеты, алтарные образы в церквах Падуи и Бергамо, работал как монументалист в манере неаполитанских позднебарочных квадратуристов. Но в Европе художник снискал славу как портретист. В парадных портретах Елизавета Саксонская (Мюнхен, Старая пинакотека), Елизавета Петровна (1760, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей) элемент идеализации смягчен грацией поворотов, живописной мягкостью в написании складок одежд, нежными моделировками лиц знатных дам, изображенных несколько более молодыми, чем в действительности.

Блестящее колористическое мастерство Ротари раскрылось в камерных портретах Молодой аббат (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици), Портрет архитектора Б. Растрелли (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), серии портретов представителей русской аристократии (Портрет В. П. Шувалова, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). О том, что портреты художника высоко ценились в России, где у него были ученики, свидетельствует тот факт, что они среди первых были приобретены для Академии художеств, для копирования. Творчество Пьетро Ротари, которого историк итальянского искусства Луиджи Ланци в книге История живописи в Италии назвал "хорошим ремесленником", на самом деле был проводником новых вкусов и живописной манеры венецианского портрета в европейском искусстве XVIII столетия.

Его камерный портрет оказал влияние на Антропова, Рокотова, Головачевского. Маленькие холсты Ротари нравились своей тонкой гармонией серых, зеленых, розовых цветов, переданных в холодном освещении, отчего его колорит казался нежно-серебристым или "пепельным", как назвал его Ланци. После знакомства в Европе с живописью Лиотара и Токке палитра художника стала более яркой и разнообразной. В погрудном написанном с натуры портрете друга художника, архитектора Б. Растрелли Ротари удалось передать богатый внутренний мир этой незаурядной личности, не прибегая к изображению аксессуаров, подчеркивающих род его деятельности. Желание дать объективную оценку человеку очевидно и в работе Молодой аббат. Художник увидел в нем нечто типичное для человека своей эпохи, сторонника идеалов Просвещения.

Художник писал и полуфигурные изображения. Подобные портреты, в которых были важны общий декоративный эффект, элегантность позы, миловидный облик, писали Х. Зейбольд в Вене, А. Пэн и Б. Деннер в Германии. Головки плачущих, читающих, рассматривающих письма или спящих прелестных юных девушек Ротари (Плачущая девочка, Мюнхен, Старая пинакотека. Рим, Нац. Галерея) были эмоциональными штудиями в духе рококо, костюмы и лица были переданы в них с одинаковым изяществом. Эти "головки" исполнены с великолепным живописным мастерством — плавным мазком, жидкими красками с использованием лака, так, что светлый тонированный грунт просвечивает сквозь красочный слой, позволяя передать фарфоровость кожи, почти невидимый абрис контуров, мягкость форм.

Декоративный звучный цветовой акцент в виде бархотки, бантика, букетика цветов, платочка дополняет мерцающую, с тонко разработанными тональными переходами общую цветовую гамму. После смерти художника Екатерина II купила коллекцию его полуфигурных изображений, разместив ее в одном из залов Большого дворца в Петергофе, который стал впоследствии называться Кабинетом мод и граций. Творчество Пьетро Ротари интересно еще и тем, что он одним из первых среди итальянских мастеров XVIII столетия стал писать полуфигурные изображения людей из народа и бытовые сценки в интерьере, предвосхитив искусство европейского бидермайера. Образы его мечтающих миловидных служанок или крестьянок в картинах Девушка с веретеном (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и Спящая девушка (Мюнхен, Старая пинакотека) одновременно жизненно конкретны и изящны, как в полотнах и пастелях Дж.

Б. Пьяцетты и мастеров его школы.Лит. Федотова Е. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Alessio N. C. Verona. Panorama artistico. Verona, 1956..

Значения в других словарях
Рорби

, Мартинус (Rorbye, Martinus) 1803, Драммен, Норвегия — 1848, Копенгаген. Датский живописец. Родился в Норвегии, но в 1814 или 1815 вместе с семьей переехал в Данию. В 1820 поступил в Академию художеств, где сначала обучался у К. А. Лорентцена. С 1825 у К. В. Эккерсберга. Сначала работал в жанрах портрета и бытовой живописи. Ранние произведения художника характеризует известное полотно Тюрьма в Копенгагене (1831, Копенгаген, Гос. Музей искусств), на котором изображена жанровая сцена у ворот горо..

Рослин

, Александр (Roslin, Alexander) 1718, Мальме — 1793, Париж. Шведский живописец. Учился у портретиста Г. Шредера в Стокгольме (1736—1739). Работал в Швеции (1741—1745), состоял портретистом при бранденбургском дворе (1745—1747). В 1747—1751 работал в Италии. С 1752 жил в Париже, откуда выезжал в Швецию (1744), Россию (1775—1777). С 1753 член Академии живописи и ваяния в Париже. С 1773 почетный член Академии художеств Стокгольма. А. Рослин был видным портретистом века Просвещения. Писал в основном..

Роулендсон

, Томас (Rowlandson, Thomas) 1756, Лондон — 1827, Лондон. Английский художник-график, акварелист, мастер бытового сатирического рисунка. Родился в семье состоятельного торговца текстилем. После разорения отца воспитывался в семье дяди. В 1764 поступил в школу доктора Барвиса в Сохо. Учился в Париже в 1772—1775, а затем в Королевской академии художеств в Лондоне, где пробыл до 1777, обратив на себя внимание самого Рейнолдса. Был одним из немногих среди работавших в области карикатуры художников, ..

Роэлас

, Хуан де (Ruelas, Juan de) Ок. 1560, Севилья — 1625, Оливарес. Испанский живописец. Был священником и лиценциатом, т. Е. Бакалавром, получившим право читать лекции, не имея ученой степени. Первое упоминание связано с созданной Роэласом гравюрой, датированной 1597. С 1598 работал в Вальядолиде, с 1602 жил в Севилье и близ нее, в местечке Оливарес. В 1616 побывал в Мадриде, безуспешно пытаясь стать королевским капелланом и придворным художником. Вернувшись в Севилью, он занял место капеллана собо..

Дополнительный поиск Ротари Ротари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ротари" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ротари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа