Руссо

174

, Анри (Rousseau, Henri) 1844, Лаваль — 1910, Париж. Французский живописец-самоучка. В 1871—1893 служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище "Таможенник". Занявшись живописью ок. 1880, впервые показал свои работы в "Салоне независимых" в 1886. В дальнейшем регулярно участвовал в выставках "Общества независимых". Творчество Руссо тесно связано с низовой городской культурой (лубок, трактирные вывески, ярмарочные афиши, фотоснимки с декорациями-трафаретами). С другой стороны, Руссо преклонялся перед мастерами салонной академической живописи (В. Бугро, Ж. Л. Жером) и стремился в своих полотнах воспроизвести жанровые особенности и стилистические признаки официального искусства (парадный автопортрет под названием Я, портрет-пейзаж, 1890, Прага, Нац.

Галерея. Пастораль Счастливый квартет, 1902, Нью-Йорк, частное собрание). Своеобразный эффект двойственности, возникающий как следствие транскрипции академической системы, ее изложения языком наивного просторечья (несовершенства рисунка, перспективы, моделировки), а также несомненный колористический дар Руссо привлекли внимание французского авангарда (сначала — А. Жарри, Гогена, Редона, Сёра, затем — Г. Аполлинера, Пикассо, Делоне). Творчество Руссо весьма разнообразно по жанрам и тематике. Он писал портреты, семейные празднества и церемонии (свадьбы, крещения), виды Парижа и его окрестностей, экзотические пейзажи, военные парады и баталии. В отличие от других "примитивов" Руссо прошел определенную эволюцию.

Ок. 1890 ранее преобладавшая в его живописи раздельная кладка мазков сменяется слитной манерой. Жестко прочерченный контур, крепкие, плотно окрашенные формы, однородный блеск глянцевой поверхности создают впечатление особой устойчивости, ремесленной прочности изображения. Художник часто копировал фигуры с журнальных картинок и открыток. При этом тривиальные прототипы массовой культуры претворялись Руссо в визионерские образы-грезы, которым он сознательно стремился придать "нечто египетское", т. Е. Ощущение вечности (Спящая цыганка, 1897, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Война, Париж, музей Орсе). В портретах Руссо варьировал готовые иконографические схемы — от семейных фотографий "на память" (Свадьба, 1905, Париж, музей Оранжери) до академического жанра костюмированного портрета-аллегории (Муза, вдохновляющая поэта <Портрет поэта Г.

Аполлинера и художницы М. Лорансен>, 1909, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С 1905 воображение Руссо занимают картины тропических лесов, схваток хищников в джунглях, охоты на диких зверей (В тропическом лесу, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Нападение ягуара на лошадь, 1910, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Никогда не выезжая за пределы Франции, Руссо сочинял собственную экзотику "заморских стран", передавая свои фантазии с исключительной оптической отчетливостью. Во Сне (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) два уровня воображаемой реальности сливаются в одной композиции. Пышная растительность, сказочные цветы, плоды и птицы окружают гранатовое канапе грезящей красавицы.

Эта галлюцинаторная достоверность в передаче вымышленного мира будет по-своему оценена сюрреалистами. С признанием творчества Руссо открылся ранее игнорировавшийся пласт художественной культуры ("наивное" творчество самоучек), который стимулировал развитие тенденций примитивизма в профессиональном искусстве XX в.Лит. Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994. Воллар А. Воспоминания торговца картинами. М., 1994. Валье Д. Анри Руссо. М., 1995. Vallier D. Tout l’?uvre peint de Henri Rousseau. Paris, 1970. Certigny H. La verite sur le Douanier Rousseau. Paris, 1971..

Значения в других словарях
Русиньол Пратс

, Сантьяго (Rusinol Pratz, Santiago) 1861, Барселона — 1931, Аранхуэс. Испанский живописец, рисовальщик, писатель, драматург, публицист. Выходец из богатой семьи каталонского коммерсанта. Вел независимую жизнь, тяготел к миру искусства и художественной богемы. Жил и работал в Барселоне, Сиджесе, Аранхуэсе и преимущественно в Париже, где сблизился с выдающимися деятелями французской культуры (Э. Золя, А. Доде), в 1890 встретил Р. Касаса и французского критика Мишеля Утрилло, сотрудничество с кото..

Рускони

, Камилло (Rusconi, Camillo) 1658, Милан — 1728, Рим. Итальянский скульптор. Мастер позднего барокко, имевший много последователей. Обучался в иезуитском колледже в Милане. С 15 лет занимался скульптурой под руководством Дж. Рузнати, автора декора фасадов церкви Санта Мария делла Пассьоне в Милане. Последний рекомендовал его римскому скульптору Э. Феррата, в мастерской которого Рускони работал в 1684—1686, помогая Феррата в исполнении заказов. Начал работать сначала в стукко, исполнив декор в ри..

Руссо, Теодор

(Rousseau, Theodore) 1812, Париж — 1867, Барбизон. Французский живописец и график. Пейзажист барбизонской школы (от названия деревни Барбизон недалеко от Парижа). Происходил из состоятельной семьи, которая поощряла его художественные наклонности. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Ш. Ремона и Г. Летьера. Испытал влияние голландских пейзажистов XVII в., а также Констебла и Бонингтона. С именем Руссо и других художников, работавших в Барбизоне, связан расцвет французского пейзажа. Они откр..

Руссоло

, Луиджи (Russolo, Luigi) 1885, Портогруаро, близ Венеции — 1947, Черро ди Лавено, на Лаго Маджоре. Итальянский художник. Представитель футуризма. Вырос в семье музыканта. Обучался живописи, но законченного художественного образования не получил. В ранних работах следовал системе дивизионизма. Приехав в Милан, принял участие в инициированном Маринетти движении литературного авангарда, сотрудничал в журнале Поэзия. В 1909 познакомился с Боччони и Карра, в 1910 подписал Манифест художников-футурис..

Дополнительный поиск Руссо Руссо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Руссо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Руссо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа