Савольдо

188

, Джан Джироламо (Savoldo, Giovan Girolamo) Ок. 1480/1485, Брешия — ок. 1548, Венеция. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Ученик основателя брешианской школы В. Фоппы (1427—1515). Работал в Брешии (до кон. 1510-х), в 1508 вступил в цех флорентийских художников. Ок. 1521 переехал в Венецию. Проведя большую часть жизни в Венеции, Савольдо в то же время в гораздо меньшей степени, чем другие мастера венецианской провинции (Террафермы), испытал влияние живописной школы Венеции. В основе его творчества лежат ломбардские истоки, что проявляется и в его отношении к натуре, и в интересе к простонародному типажу, и в живописной манере, сочетающей отчетливую пластическую моделировку форм с изысканной красотой, основанной на холодных тонах красочной гаммы и эффектах освещения.

Эти черты, уже определяющие характер его ранних работ (Пророк Илья в пустыне, ок. 1510, Вашингтон, Нац. Галерея искусства. Отшельники св. Антоний и св. Павел, 1510, Венеция, галереи Академии), получили развитие в ряде работ венецианского периода (Мадонна во славе с четырьмя святыми, ок. 1525—1527, Милан, галерея Брера. Поклонение пастухов, ок. 1527, Турин, галерея Сабауда. Рождество, ок. 1530, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго, авторская реплика картины — ок. 1540, Венеция, церковь Сан Джоббе). Первоначальная суммарность трактовки крупных, тяжелых, энергично вылепленных масс и подчеркивание грубоватой простонародности персонажей уступают место в картинах венецианского периода более богатой и утонченной проработке форм, красоте и разнообразию рисунка, облагороженности облика персонажей, сохраняющих при этом патриархальную простоту.

К лучшим работам этого времени относится Товий и ангел (1520-е, Рим, галерея Боргезе) с ее широким, навеянным работами Тициана пейзажным фоном, одухотворенно-прекрасным ангелом и босоногим подростком — Товием, утонченной красотой ослепительно-белых, серо-голубых, серебристо-розовых тонов одежд. Важным эстетическим открытием Савольдо венецианского периода являются однофигурные композиции с жанровой окраской (Мария Магдалина, ок. 1530, Лондон, Нац. Галерея. Пастух, ок. 1530, Малибу, музей П. Гетти. Флейтист, ок. 1527, Нью-Йорк, собрание П. Шарпа). Необычен, видимо, основанный на не дошедших до нас работах Джорджоне замысел Мужского портрета (т. Н. Гастон де Фуа, 1520-е, Париж, Лувр), где фигура молодого мужчины отражается в поверхности зеркал, металлической кирасе молодого рыцаря, стоящих у его ног доспехах, находит продолжение в люминистических эффектах Флейтиста, склонившегося над флейтой в полутьме небольшого интерьера и предвосхищающего ранние работы Караваджо.

Интерес к эффектам ночного освещения проявляется и в группе полных сурового величия ночных сцен 1530-х. Поклонении Младенцу (Вашингтон, Нац. Галерея искусства. Варианты — Милан, собрание Креспи-Морбио. Рим, собрание Альбертинелли) и Св. Матфее с ангелом (Нью-Йорк, музей Метрополитен).Лит. Смирнова И. А. Крупнейшие мастера венецианской Террафермы 1-й половины XVI века. М., 1978. Boschetto A. Giovan Girolamo Savoldo. Milan, 1963..

Значения в других словарях
Рюд

, Франсуа (Rude Francois) 1784, Дижон — 1855, Париж. Французский скульптор, крупнейший представитель романтизма в пластике. В юности работал кузнецом, помогая отцу, и одновременно занимался в Художественной школе Дижона под руководством Ф. Девожа. С 1807 в Париже, учится у скульптора Э. Голля, который поручает Рюду выполнение деталей военного снаряжения для рельефов Вандомской колонны, затем переходит в мастерскую П. Картелье. В 1812 побеждает в конкурсе на Римскую премию, однако в Рим поехать н..

Сабателли

, Луиджи (Sabatelli, Luigi) 1772, Флоренция — 1850, Милан. Живописец и рисовальщик, крупный мастер итальянского неоклассицизма. Поступил в Академию художеств Флоренции при содействии маркиза Пьетро Роберто Каппони, так как происходил из простой и бедной семьи. Был пенсионером Академии в Риме (1789—1793), где изучал произведения мастеров античности, Возрождения, болонской школы XVII в. (особенно Гверчино). В Риме посещал "Академию размышляющих" Феличе Джани, где сблизился с кругом итальянских и и..

Сальвиати

, Франческо (Salviati, Francesco) 1510, Флоренция — 1563, Рим. Итальянский живописец. Представитель раннего этапа маньеризма — художественного течения, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-е и ориентировавшегося на "манеру" — стилистические приемы мастеров Высокого Возрождения. Сын флорентийского ткача Микеланджело деи Росси, Франческо уже в юности принял фамилию своего покровителя кардинала Сальвиати. Работал во Флоренции, Риме, Венеции. Первые уроки живописи Сальвиати получил в ма..

Саммартино

, Джузеппе (Sammartino, Giuseppe) 1720, Неаполь — 1793, Неаполь. Итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики. Самой известной работой Саммартино является статуя Мертвый Христос в капелле Сан Северо ди Сангро в Неаполе. Возможно, она была начата А. Коррадини, работавшим в 1750 в этой капелле. Статуя Целомудрие Коррадини, принадлежащая к типу "donna velata" (скульптура, окутанная легкой просвечивающей..

Дополнительный поиск Савольдо Савольдо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Савольдо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Савольдо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа