Самостшельник

164

, Станислав (Samostrzelnik, Stanislaw) Ок. 1485, Краков — 1541, Могилянский монастырь близ Кракова. Польский живописец, миниатюрист периода Возрождения. Монах цистерцианского ордена, капеллан и придворный художник канцлера К. Шидловецкого (1511—1530). Побывал вместе с ним в Венгрии (1514) и Австрии (1515), где испытал воздействие искусства Ренессанса. Руководил мастерской миниатюры в Кракове. Помимо нескольких циклов книжных миниатюр (Молитвенник короля Сигизмунда I, 1524, Лондон, Британский музей. Молитвенник королевы Боны, 1527, Оксфорд, библиотека Бодли. Генеалогическая книга семьи Шидловецких, 1530—1532, Курник, библиотека польской Академии наук. Жизнеописание епископов Гнезненских, нач. 1530-х, Варшава, Нац. Библиотека) им исполнены также росписи церкви и библиотеки Могилянского монастыря (1537—1538, ныне в Кракове).

На основании стилистического анализа Самостшельнику приписывают и один из первых станковых портретов в польском искусстве — епископа Петра Томицкого (ок. 1530, Краков, францисканский монастырь). В отличие от миниатюристов предшествующего периода, в произведениях которых преобладал интерес к бытовым сценам, Самостшельник обращается к портрету. В Генеалогической книге семьи Шидловецких на 12 отдельных листах изображены члены этой семьи. Фигуры представлены в рост, в величавых и спокойных позах, что сообщает портретам известную монументальность. Колористическая гамма миниатюр строится на сочетании золота и красного цвета. Особенно изысканно разработана эта гамма в украшении титульного листа Жизнеописания епископов Гнезненских, исполненного по заказу видного краковского гуманиста, епископа Петра Томицкого.

Здесь дана целая портретная группа. Король Сигизмунд и несколько высших сановников церкви представлены в златотканых одеждах различных оттенков розового, красного и зеленого тонов на фоне ярко-голубого неба. Свойственный искусству Ренессанса интерес к человеческой личности сказался в обращении к портретному жанру в станковом искусстве. Именно во время работы Самостшельника во францисканском монастыре Кракова, там создается своеобразная галерея портретов выдающихся деятелей церкви. Среди них одним из первых было изображение покровителя художника, Петра Томицкого, портрет которого исполнен темперой на дереве. Черты ренессансного искусства здесь выявлены еще более ярко, чем в миниатюрах художника. Епископ представлен в полный рост, несколько превышающий натуральную величину.

На нем роскошное парадное облачение, в руках посох и книга. Образ полон величия и достоинства, что подчеркнуто пышным ренессансным арочным обрамлением. Пластическая лепка лица, объемность и телесная весомость фигуры, а также более свободное ее расположение в пространстве свидетельствуют о дальнейшем овладении мастером принципами ренессансного искусства.Лит. Kozakiewicz H. Und S. Die Renaissance in Polen. Warschau, 1976..

Значения в других словарях
Сальвиати

, Франческо (Salviati, Francesco) 1510, Флоренция — 1563, Рим. Итальянский живописец. Представитель раннего этапа маньеризма — художественного течения, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-е и ориентировавшегося на "манеру" — стилистические приемы мастеров Высокого Возрождения. Сын флорентийского ткача Микеланджело деи Росси, Франческо уже в юности принял фамилию своего покровителя кардинала Сальвиати. Работал во Флоренции, Риме, Венеции. Первые уроки живописи Сальвиати получил в ма..

Саммартино

, Джузеппе (Sammartino, Giuseppe) 1720, Неаполь — 1793, Неаполь. Итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики. Самой известной работой Саммартино является статуя Мертвый Христос в капелле Сан Северо ди Сангро в Неаполе. Возможно, она была начата А. Коррадини, работавшим в 1750 в этой капелле. Статуя Целомудрие Коррадини, принадлежащая к типу "donna velata" (скульптура, окутанная легкой просвечивающей..

Сан Леокадо

, Пабло де (San Leocado, Pablo de), наст. Имя Паоло да Сан Леокадио (Paolo da San Leocadio) 1447, Реджио Эмилия — ок. 1520, Валенсия. Итальянский художник, живший и работавший в Испании. Оказал решающее влияние на становление Возрождения в Испании, осуществив переход в валенсийской живописной школе к стилю кватроченто. Но его творчество и жизнь все еще недостаточно изучены. Родился он в небольшом поселении близ города Реджио в Эмилии. Учился у представителя ферраро-падуанской школы Эрколе Роберт..

Санредам

, Питер (Saenredam, Pieter) 1597, Ассенделфт — 1665, Харлем. Голландский живописец, рисовальщик, офортист. Мастер архитектурного пейзажа. Работал в Харлеме. Изображал главным образом церковные интерьеры и городские площади. Для церковных интерьеров Санредама, создающих настроение покоя и ясности архитектурного образа, характерно изображение всего свободного пространства церкви с преобладанием прямой фронтальной перспективы, мягкого рассеянного света и небольшого количества фигур. Произведения. И..

Дополнительный поиск Самостшельник Самостшельник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самостшельник" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самостшельник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа