Сезар
(Cesar), наст. Имя Бальдаччини, Сезар (Baldaccini, Cesar) 1921, Марсель — 1998, Париж. Французский скульптор. Родился в семье бочара и виноторговца. В 1935—1943 учился в художественной школе Марселя, намереваясь стать скульптором. В 1943 поступил в парижскую Школу изящных искусств, где обучался с вынужденными перерывами до 1954. В 1953 при посещении заводского цеха открыл для себя способ сварки отходов производства автогеном. Скульптуры, выполненные этим приемом, отличаются разнообразием форм и фактур, проистекающим из свойств металлических обрезков. Сваренные стержни, трубы, мелкие бруски и пластины образуют многослойные решетчатые структуры, плотные объемы с глубокими рельефами, массивы, разреженные сквозными отверстиями, ячеистые панели (Летучая мышь, 1954, Париж, Нац.
Музей современного искусства. Скорпион, 1955, Париж, Гор. Музей современного искусства. Дьявол, 1956, Париж, Нац. Музей современного искусства. Памяти Николя де Сталя, 1958, частное собрание. Торс, 1959—1965, Брюссель, Музей изящных искусств). Такие работы, где свойства металлолома не маскируются, а претворяются в изобразительную форму, получили одобрение Джакометти и Пикассо. Будучи показанными на нескольких выставках, они принесли известность начинающему художнику. С 1959 Сезар перешел к методу "компрессий", сдавливания металлолома мощным гидравлическим прессом, применявшимся для утилизации старых машин. Медные ленты, стальные сетки и каркасы, обрезки толя, кузова автомобилей расплющивались в мятую плоскость или сжимались в прямоугольные "столбы" с утопленными в них разноцветными рельефами (Фасад № 1, 1961, Париж, Нац.
Музей современного искусства. Желтый Бьюик, 1961, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Памяти Луи, 1965, Марсель, Музей Кантини). Позднее, стремясь к цветовому и фактурному разнообразию, Сезар перешел к прессовке других материалов — пластика, картонных коробок, упаковочных ящиков, джутовых мешков, синтетических волокон (Компрессия, 1975. Настенная компрессия, 1976, обе — собрание музеев Марселя). Использование промышленных технологий в созданиях Сезара вызывает представление о сверхчеловеческой силе, которая сдавливает, скручивает, сминает в складки твердые тела. В 1960 Сезар включился в объединение "Новый реализм", созданное теоретиком Пьером Рестани. Художников этой группы (в нее входили также Жан Тенгели, Ив Клейн, Арман, Марсиал Рейс, Эн, Виллегле, Дюфрен, Кристо) объединяло стремление к прямому диалогу с современной урбанистической реальностью, к вовлечению в сферу искусства индустриальных технологий, материальных свойств и знаков городской среды.
Продвигаясь в этом направлении, скульптор открывает пластические свойства полиуретана — быстро твердеющего жидкого материала. Серия Экспансий создавалась им путем выливания из ведра предварительно взбитого полиуретана. В зависимости от темпа и направления разливов возникали разнообразные формы — бегущие крупными и мелкими волнами, завихряющиеся в кратерах и воронках, вздымающиеся вверх и бессильно опадающие (Экспансия № 3. Лунная, 1969. Экспансия № 8. Близнецы, 1970, обе — собрание музеев Марселя. Экспансия № 14, 1970, Париж, Нац. Музей современного искусства). Публичное исполнение Экспансий (в выставочных и музейных залах, на улицах) протекало в форме хэппенинга. Работа мастеров, увеличивающих скульптурные модели посредством пантографа, натолкнула Сезара на идею копирования в больших размерах пальца человеческой руки, своего рода объемного фотоувеличения.
Муляж собственного большого пальца переводился им в разные материалы (бронзы, пластмассы, стали, мрамора и никеля). Монументальный палец в комплексе Дефанс подобен крупному плану, соскочившему с гигантского экрана стереокино. В 1980-е скульптор соединяет "компрессии" с ассамблажем в серии автопортретов в овальных и прямоугольных рамах, с отражениями в зеркале и стекле. Серия Памяти Моранди (кон. 1980 — нач. 1990-х) выполнена приемом прессовки выстроенных в ряд эмалированных сосудов. Отлетевшие при раздавливании эмалевые крошки усеивают плоскость разноцветными точками, создавая эффект живописных валёров и форм, тающих в атмосфере.Лит. Бусев М. А. Творчество скульптора Сезара (1921—1998) // Западное искусство. XX век.
Мастера и проблемы. М., 2000. Cesar par Cesar. Presente par Pierre Cabanne. Paris, 1971. Restany P. Cesar. Monte Carlo, 1975. Hachet J.-Ch. Cesar ou les Metamorphoses d’un grand art. Paris, 1989. Cesar. Catalogue de l’exposition. Paris, Galerie nationale du Jeu de Paume, 1997..
Дополнительный поиск Сезар
На нашем сайте Вы найдете значение "Сезар" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сезар, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа