Сикейра

220

, Домингуш Антонио (Sigueira, Domingos Antonio) 1768, Лиссабон — 1837, Рим. Португальский живописец, рисовальщик, офортист. Учился на Королевских курсах рисунка в Лиссабоне, затем как пенсионер находился в 1788—1795 в Риме, где учился у А. Каваллуччи и Д. Корви. Вернувшись в 1795 в Лиссабон, работал в королевских дворцах Ажуда и Мафра. Писал картины на исторические, религиозные, аллегорические сюжеты и портреты. В 1802 стал придворным художником, в 1805 возглавлял в Порту курсы рисунка при Морской академии. После изгнания наполеоновских войск из Португалии за исполнение портретов французских генералов поплатился девятимесячным тюремным заключением и крушением придворной карьеры. Победа португальской революции 1820, возглавляемая армией и либеральной буржуазией, была встречена художником с энтузиазмом, но в условиях наступившей реакции он вынужден был в 1823 эмигрировать.

В 1824—1826 жил в Лондоне и Париже, затем в Риме, где возглавлял класс живописи Академии Св. Луки, пользовался большой известностью и почестями, оказываемыми ему королевскими дворами Португалии и Бразилии. Традиция сближать Сикейру с Гойей, которые были современниками, но никогда не встречались, основывается на чисто внешнем сходстве их жизненных и творческих судеб, захваченных бурным водоворотом истории в предромантическое время между двумя художественными эпохами. Изменчивый дух этого времени отразился в искусстве Сикейры, которое делится на три периода. Ранний, охватывающий 1788—1807, период первого пребывания в Риме и работы при португальском дворе, связан с приемами академического классицизма и отмечен влиянием известного португальского живописца Ф.

Виейры Портуэнси, венецианца Д. Пеллегрини, английской гравюры. Первая заказная картина, исполненная в Риме, посвященная основанию Каза Пиа — странноприимного дома в Лиссабоне (1792—1794, Лиссабон, Нац. Музей старого искусства), представляла собой большую многофигурную композицию, включавшую аллегорические образы и фигуры реальных лиц. Картины Сикейры для королевских дворцов уцелели только в нескольких эскизах, сами же они, вывезенные при бегстве в 1807 королевского дома в Бразилию, не сохранились. Охватывающий годы со времени войны с Наполеоном до эмиграции (1807—1823) второй период творчества Сикейры оказался самым ярким и плодотворным. В его портретах отразились черты искусства Нового времени с его образом человеческой личности, свободным от сословного подхода и утверждающим себя в обществе и окружающем мире.

В групповом портрете семьи виконта Сантарена (ок. 1817), полном аристократизма и одновременно непринужденности, в лиричном и декоративно-привлекательном образе двух своих маленьких дочерей, в портретах мальчика графа Фарробо (1813) на фоне английского парка и обаятельной черноглазой дочери художника Марии Бенедиты у рояля (1812, все — Лиссабон, Нац. Музей старого искусства) живописец приобщает зрителя к внутренней жизни и душевному состоянию изображенного человека. Основные работы Сикейры этого периода — картины, посвященные конституции 1822. Одна из них — Торжественная аллегория (1822, Лиссабон, Нац. Музей старого искусства), другая — большая композиция исторического характера, призванная запечатлеть провозглашение конституции.

Создание этой картины (не была завершена) потребовало от художника работы над многочисленными эскизами, а также рисуночными портретами депутатов конституционного собрания, представляющими собой вершину его портретного и графического мастерства (большинство находится в Лиссабоне, Нац. Музее старого искусства). В условиях эмиграции общественный темперамент художника стал заметно гаснуть, хотя он много работал в области литографии (благодаря ему впервые появившейся в Португалии) и писал исторические картины. На парижском Салоне 1834 Сикейра получил золотую медаль за картину Смерть Камоэнса (не сохранилась). После переезда в Италию в позднем творчестве мастера возобладали религиозные композиции символического и мистического характера (Снятие с креста, 1827.

Поклонение волхвов, 1828. Вознесение, 1832. Незавершенная огромная картина Страшный Суд, 1832—1833). Его живопись, окончательно и резко отойдя от принципов академического классицизма и став почти монохромной, насытилась мерцанием призрачного тающего света и как бы утратила материальность, что отчасти объясняется знакомством Сикейры с произведениями английского живописца Тернера, выставка которого состоялась в те годы в Риме. Большие подготовительные рисунки к картинам, еще раз подтвердившие замечательное мастерство Сикейры как графика, также исполнялись им теперь в подчеркнуто свободной, пронизанной светом динамичной манере.Лит. Beaumont M. A. M. Domingos Antonio de Sigueira. Desenhos. Lisboa, 1972—1975..

Значения в других словарях
Серпотта

, Джакомо (Seppotta, Giacomo) 1656, Палермо — 1732. Итальянский скульптор. Уроженец Сицилии, обучался у отца Гаспаре Серпотта мастера-резчика по дереву традиционному искусству сицилийцев. Возможно, работал в Риме, испытав влияние Дж. Л. Бернини. Особенно это проявилось в статуе Св. Моника в церкви Сан Агостино в Палермо, напоминающей Св. Терезу Бернини. Исполнил конную статую Карла II для Мессины (эскиз — Трапани, Музей). Наиболее известные работы. Статуи Юдифь (1687) и Милосердие (1687—1696, об..

Сиберехтс

, Ян (Siberechts, Jan) 1627, Антверпен — ок. 1703, Лондон. Фламандский живописец. Сын скульптора Я. Сиберехтса. Работал в Антверпене, с 1648—1649 стал мастером, в 1650, по-видимому, посетил Италию, в 1672 переехал в Лондон. Творчество Сиберехтса приходится в основном на 2-ю пол. XVII в., пору художественного спада искусства Фландрии, измельчания его образов и подражания иноземным образцам. Завершая национальную линию во фламандской живописи, Сиберехтс писал в суховатой и холодной серебристой жив..

Синьеи-Мерше

, Пал (Szinyei-Merse, Pal) 1845, Синье-Уйфалу — 1920, Ернье. Венгерский живописец. Родился в состоятельной дворянской семье. Детство и большую часть жизни провел в семейной усадьбе, где и умер. Первоначальные уроки рисунка и живописи получил у провинциального художника в Надьвараде (ныне — Орадя, Румыния). Далее учился в мюнхенской Академии художеств (1864—1869, с 1867 в классе К. Пилоти). В 1905 избран директором Художественного института в Будапеште. Начав работать в академической манере, в ду..

Синьорелли

, Лука (Signorelli, Luca) Ок. 1450, Кортона — 1523, Кортона. Итальянский живописец. Работал в Кортоне и других городах Тосканы, Риме, Перудже, Флоренции, Орвието, получал заказы от правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Ученик Пьеро делла Франческа. Возможно, сотрудничал с Перуджино. В творческом становлении Синьорелли большую роль сыграли тесные контакты с искусством и культурой Флоренции последней трети XV в., знакомство с работами Поллайоло, Вероккио и других флорентийцев. Синьорелли — одна из с..

Дополнительный поиск Сикейра Сикейра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сикейра" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сикейра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа