Тенирс Младший
, Давид (Teniers, David) 1610, Антверпен — 1690, Брюссель. Фламандский живописец. Сын и ученик Д. Тенирса Старшего. В начале 1630 сблизился с Браувером, оказавшим на него сильное влияние. Жил и работал в Антверпене, в 1632 принят в гильдию живописцев, с 1649 — декан гильдии. Друг Рубенса. В 1651 переехал в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии художеств (1663), Тенирс часто сотрудничал с другими живописцами. Чрезвычайно плодовитый мастер, оставивший после себя более 700 работ, пользовался огромным успехом в аристократических кругах фламандского общества, следил за модой, за требованиями заказчиков.
Писал бытовые сцены, натюрморты, животных, охоты, пейзажи, портреты, картины на религиозные и аллегорические сюжеты. Одно из его ранних произведений — Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий (1643, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) — редкий пример группового портрета во фламандской живописи. При всей тщательности исполнения множества маленьких фигурок создается впечатление нарядной оживленной толпы, бытовой картины, близкой его Караульне (1642, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В многочисленных "кермессах" — празднествах и развлечениях принаряженных поселян (в музеях Санкт-Петербурга, Брюсселя, Лондона, Мюнхена, Парижа, Нью-Йорка), написанных в приятной, легкой гамме синих, красных, бело-кремовых и серых красок, с эффектами света и прозрачными тенями, — наиболее очевиден развлекательный характер творчества Тенирса.
Как занимательные сценки воспринимаются такие картины, как Кухня (1644, Гаага, Маурицхейс), Искушение св. Антония (1633—1636, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Обезьяны на кухне (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Обезьяны, играющие в карты (Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Пейзажи Тенирса отличает тонкое чувство природы (Вид в окрестностях Брюсселя, Приморская гавань, Пейзаж с крестьянским домом, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Придворная карьера художника ознаменовалась созданием картин Герцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе (ок. 1651, версии — Мадрид, Прадо. Вена, Музей истории искусства. Мюнхен, Старая пинакотека), интересных прежде всего как историко-художественные документы, в которых с педантичной точностью зафиксированы многие находившиеся в галерее известные произведения.
Тенирс выполнил копии картин этой галереи (изданы в гравюрах в 1660, Teatrum Pictoricum). И в XVIII в. Произведения Тенирса пользовались успехом, множество разошлось по королевским собраниям разных стран, стало достоянием европейских музеев. Одна из самых обширных коллекций Тенирса собрана в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Лит. Смольская Н. Тенирс в собрании Эрмитажа. Л., 1961. Rosenberg A. Tenirs der Jungere. 2. Auft. Berlefeld. Leipzig, 1901. Fekhoud J. Teniers. Bruxelles, 1926. Flandern und Holland in 17. Jahrhundert. Ausstellung. Wien, 1973..
Дополнительный поиск Тенирс Младший
На нашем сайте Вы найдете значение "Тенирс Младший" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тенирс Младший, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 14 символа