Тенирс Младший

174

, Давид (Teniers, David) 1610, Антверпен — 1690, Брюссель. Фламандский живописец. Сын и ученик Д. Тенирса Старшего. В начале 1630 сблизился с Браувером, оказавшим на него сильное влияние. Жил и работал в Антверпене, в 1632 принят в гильдию живописцев, с 1649 — декан гильдии. Друг Рубенса. В 1651 переехал в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии художеств (1663), Тенирс часто сотрудничал с другими живописцами. Чрезвычайно плодовитый мастер, оставивший после себя более 700 работ, пользовался огромным успехом в аристократических кругах фламандского общества, следил за модой, за требованиями заказчиков.

Писал бытовые сцены, натюрморты, животных, охоты, пейзажи, портреты, картины на религиозные и аллегорические сюжеты. Одно из его ранних произведений — Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий (1643, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) — редкий пример группового портрета во фламандской живописи. При всей тщательности исполнения множества маленьких фигурок создается впечатление нарядной оживленной толпы, бытовой картины, близкой его Караульне (1642, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В многочисленных "кермессах" — празднествах и развлечениях принаряженных поселян (в музеях Санкт-Петербурга, Брюсселя, Лондона, Мюнхена, Парижа, Нью-Йорка), написанных в приятной, легкой гамме синих, красных, бело-кремовых и серых красок, с эффектами света и прозрачными тенями, — наиболее очевиден развлекательный характер творчества Тенирса.

Как занимательные сценки воспринимаются такие картины, как Кухня (1644, Гаага, Маурицхейс), Искушение св. Антония (1633—1636, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Обезьяны на кухне (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Обезьяны, играющие в карты (Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Пейзажи Тенирса отличает тонкое чувство природы (Вид в окрестностях Брюсселя, Приморская гавань, Пейзаж с крестьянским домом, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Придворная карьера художника ознаменовалась созданием картин Герцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе (ок. 1651, версии — Мадрид, Прадо. Вена, Музей истории искусства. Мюнхен, Старая пинакотека), интересных прежде всего как историко-художественные документы, в которых с педантичной точностью зафиксированы многие находившиеся в галерее известные произведения.

Тенирс выполнил копии картин этой галереи (изданы в гравюрах в 1660, Teatrum Pictoricum). И в XVIII в. Произведения Тенирса пользовались успехом, множество разошлось по королевским собраниям разных стран, стало достоянием европейских музеев. Одна из самых обширных коллекций Тенирса собрана в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Лит. Смольская Н. Тенирс в собрании Эрмитажа. Л., 1961. Rosenberg A. Tenirs der Jungere. 2. Auft. Berlefeld. Leipzig, 1901. Fekhoud J. Teniers. Bruxelles, 1926. Flandern und Holland in 17. Jahrhundert. Ausstellung. Wien, 1973..

Значения в других словарях
Тенгели

, Жан (Tinguely, Jean) 1925, Фрибур — 1991, Берн. Швейцарский скульптор, представитель направления кинетического искусства. В 1941—1945 учился в Школе прикладных искусств в Базеле. В 1952 приехал в Париж. Занимаясь абстрактной живописью, пришел к заключению, что поиск формальных комбинаций ничем не ограничен и не имеет единственно верного решения. Вытекающая отсюда идея динамической комбинаторики реализуется им в "нескончаемых картинах". В сер. 1950-х Тенгели создает серии рельефов по мотивам жи..

Тенерани

, Пьетро (Tenerani, Pietro) 1789, Каррара — 1869, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь метода Лоренцо Бартолини. Учился у Бартолини в Академии художеств Каррары. За рельеф Орест, преследуемый фуриями получил в 1813 первую премию и в качестве пенсионера отправился в Рим. С 1815 ок. 15 лет работал в мастерской Бертеля Торвальдсена, пытаясь следовать его строгой неоклассицистической манере. В ранних произведениях (Психея с ящиком Пандоры, 1819. Венера и Амур, 1823) стремился сочетать мяг..

Тернер

, Джозеф Маллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) 1775, Лондон — 1851, Лондон. Английский живописец и график. Мастер романтического пейзажа. Один из наиболее ярких и оригинальных талантов в искусстве XIX в. Родился в семье цирюльника, систематического образования не получил. Начал с копирования гравюр. Уже в 14 лет зарабатывал, делая рисунки с видами Лондона и его окрестностей. В 1789—1793 посещал классы Королевской академии художеств. Его акварели были впервые выставлены в 1790. В эти го..

Теста

, Пьетро (Testa, Pietro), прозв. Иль Луккезино (Il Lucchesino) 1611, Лукка — 1650, Рим. Уроженец тосканского города Лукка, Теста еще в юности перебрался в Рим, где одно время работал в мастерской Доменикино и изучал античность. Испытал влияние искусства барокко и работ Пьетро да Кортона, а также замечательного французского мастера, одного из крупнейших представителей классицизма Никола Пуссена, с 1624 работавшего в Риме. Странный и неуравновешенный человек, Теста покончил жизнь самоубийством в в..

Дополнительный поиск Тенирс Младший Тенирс Младший

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тенирс Младший" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тенирс Младший, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 14 символа