Тернер

210

, Джозеф Маллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) 1775, Лондон — 1851, Лондон. Английский живописец и график. Мастер романтического пейзажа. Один из наиболее ярких и оригинальных талантов в искусстве XIX в. Родился в семье цирюльника, систематического образования не получил. Начал с копирования гравюр. Уже в 14 лет зарабатывал, делая рисунки с видами Лондона и его окрестностей. В 1789—1793 посещал классы Королевской академии художеств. Его акварели были впервые выставлены в 1790. В эти годы работал для гравера и торговца гравюрами Дж. Смита, раскрашивая оттиски. Там же познакомился с Гертином, который наряду с Уилсоном оказал на него большое влияние. Тернер много путешествовал по Англии, главным образом пешком, делая зарисовки, а на их основе композиции для издателей гравюр, а позже использовал для своих пейзажей.

Для его раннего периода характерен т. Н. Топографический пейзаж с готическими руинами, с тягой к светотеневым эффектам. Большую роль в становлении мастера сыграл кружок мецената и коллекционера доктора Т. Монро, вокруг которого собиралась способная молодежь. Члены кружка копировали рисунки и акварели, в частности работы Дж. Р. Козенса, которые побудили Тернера постепенно освобождаться от ограниченности топографического пейзажа, включая в него элементы живописного (picturesque) пейзажа, и переходить к более свободной импровизации цветом, размывкам, локальному пятну. Первую картину маслом художник выставил в 1796 (Рыбаки в море, Лондон, галерея Тейт). В этот период испытал сильное влияние голландской марины XVII в.

Однако уже в ранних произведениях мастера ощущаются романтические тенденции эпохи, выраженные в стихах У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Дж. Томсона. "Руины" и "бури" Тернера проникнуты метафоричностью, свойственной мышлению художника-романтика, который считал, что пейзаж может выражать идеи и чувства с не меньшей силой и убедительностью, нежели тематическая картина. Однако он еще долго продолжал соединять пейзаж с историческим, библейским или мифологическим сюжетом. В 1802 Тернер был избран членом Королевской академии художеств и в том же году предпринял путешествие в Швейцарию через Париж. Стихия гор, особое состояние атмосферы, чистота форм и цвета произвели неизгладимое впечатление на художника и послужили одним из источников при формировании его зрелого стиля.

Другим важным итогом поездки было знакомство с произведениями старых мастеров в Лувре, где выставлялись сокровища, свезенные Наполеоном со всей Европы. Сохранились этюды художника с картин Тициана, Пуссена, Рембрандта. Углубился интерес Тернера к героическому пейзажу классицизма, его кумирами стали Пуссен и К. Лоррен. К этому периоду относятся полотна. Пятая египетская казнь (ок. 1800, Индианаполис, Музей) и Десятая египетская казнь (ок. 1802, Лондон, галерея Тейт). Влияние Лоррена наиболее сказывается в работах 1807—1818. В подражание его Liber Veritatis Тернер создал собрание своих гравюр в смешанной технике офорта, меццо-тинто и акватинты Liber Studiorum (1807—1819). Однако постепенно мастер отходит от классицистических гармоний Лоррена, придавая своим композициям все более усложняющуюся пространственную структуру.

В 1804 Тернер открыл собственную галерею, где он собирался выставлять свои наиболее новаторские произведения. Художник тяжело переживал нападки критиков. Принимая его гравюры, публика чаще всего отвергала пейзажи. Будучи акварелистом, Тернер привнес в масляную живопись стремление к светлой палитре, привычку работать жидким прозрачным мазком. Он покрывал холсты тонким слоем перламутрово-белой краски, имитируя белую бумагу. С другой стороны, его акварель изменилась под воздействием масляной живописи, став более насыщенной, обретя некое внутреннее сияние. В 1819 мастер впервые приезжает в Италию. Средиземноморье с его яркими красками, особым пронизывающим предметный мир светом еще более подтолкнуло мастера к очищению палитры.

Он стал все свободнее использовать цветные тени. Однако первые признаки нового видения мира, кардинальных стилистических изменений проявились сначала в жанровых картинах. В 1829—1837 творчество художника было связано с имением Петуорт-Хауз, принадлежащим его покровителю лорду Эгремонту. Здесь происходит перелом в искусстве мастера, начинается период, который в настоящее время наиболее привлекает зрителя всепоглощающей стихией света и цвета. В картине Музыкальная комната в Петуорте (ок. 1830, Лондон, галерея Тейт) переливы выдержанного в красных тонах колорита становятся почти физически ощутимым воплощением музыкального звука. Этюды Тернера с натуры по своей реалистичности не уступают Констеблу. Но вместе с тем в его композициях природа предстает в претворенном виде, в соответствии с романтической тягой к внутренней правде, а не к внешнему сходству.

Каждая его картина — это часть бесконечного целого. Он так увлечен передачей воздуха, воды и света, что изображает не столько отдельные предметы, сколько среду, в которую они погружены. Часто эта среда трактована им как стихия — шторм, дождь, метель или огонь (акварели и картина Пожар Парламента, 1835, Кливленд, Художественный музей). В его полотнах начинает господствовать пульсирующая мощь красочного хаоса, из которого и рождаются романтические образы природы Тернера. Он работает все более широким мазком, кладя краску на холст мастихином, разминая ее пальцем, процарапывая ногтем линии. Картины мастера порой превращаются в ослепительные видения. Произведения Тернера 1830—1840-х рассматриваются иногда как предвестие импрессионизма.

Однако искусство художника основано вовсе не на принципах анализа зрительного образа, а на преклонении перед грандиозностью природы, на понимании пейзажа как отражения человеческих страстей, смятения ума и сердца, как средство выявления отношение человека и природы. В 1807—1828 Тернер был профессором перспективы Королевской академии художеств, членом которой был избран в 1802. Наиболее знаменита его шестая лекция О задних планах, где он изложил историю и свою трактовку жанра пейзажа. Отвергая каноны классицистической эстетики, мастер доказывает невозможность разделения проблем перспективы, светотени и колорита. Основные произведения. Автопортрет (ок. 1798), Кораблекрушение (ок. 1805, оба — Лондон, галерея Тейт), Пейзаж на Темзе с радугой (ок.

1806, Лондон, Британский музей), Метель. Переход Ганнибала через Альпы (1812, Лондон, галерея Тейт), Дидона строит Карфаген (1815, Лондон, Нац. Галерея), Венеция. Сан Джорджо на восходе солнца (1819, Лондон, Британский музей), Улисс насмехается над Полифемом (1829), Последний рейс фрегата "Отважный" (1838, оба — Лондон, Нац. Галерея), Невольничье судно. Надвигается тайфун (1840, Бостон, Музей изящных искусств), Мир. Похороны на море (1842, Лондон, галерея Тейт), Дождь, пар и скорость (1844, Лондон, Нац. Галерея). Иллюстрации к произведениям В. Скотта, С. Роджерса, Байрона, Т. Кемпбелла.Лит. Некрасова Е. А. Тернер. 1775—1851. М., 1976. Finberg A. J. The Life of J. M. W. Turner. R. A., 2nd ed. Oxford, 1961. Herrmann L. Turner. Paintings, Watercolours, Prints and Drawings.

London, 1975..

Значения в других словарях
Тенерани

, Пьетро (Tenerani, Pietro) 1789, Каррара — 1869, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь метода Лоренцо Бартолини. Учился у Бартолини в Академии художеств Каррары. За рельеф Орест, преследуемый фуриями получил в 1813 первую премию и в качестве пенсионера отправился в Рим. С 1815 ок. 15 лет работал в мастерской Бертеля Торвальдсена, пытаясь следовать его строгой неоклассицистической манере. В ранних произведениях (Психея с ящиком Пандоры, 1819. Венера и Амур, 1823) стремился сочетать мяг..

Тенирс Младший

, Давид (Teniers, David) 1610, Антверпен — 1690, Брюссель. Фламандский живописец. Сын и ученик Д. Тенирса Старшего. В начале 1630 сблизился с Браувером, оказавшим на него сильное влияние. Жил и работал в Антверпене, в 1632 принят в гильдию живописцев, с 1649 — декан гильдии. Друг Рубенса. В 1651 переехал в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии художеств (1663), Тени..

Теста

, Пьетро (Testa, Pietro), прозв. Иль Луккезино (Il Lucchesino) 1611, Лукка — 1650, Рим. Уроженец тосканского города Лукка, Теста еще в юности перебрался в Рим, где одно время работал в мастерской Доменикино и изучал античность. Испытал влияние искусства барокко и работ Пьетро да Кортона, а также замечательного французского мастера, одного из крупнейших представителей классицизма Никола Пуссена, с 1624 работавшего в Риме. Странный и неуравновешенный человек, Теста покончил жизнь самоубийством в в..

Тидеманн

, Адольф (Tidemand, Adolf) 1814, Мандаль — 1876, Кристиания, ныне Осло. Норвежский живописец. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1832—1837) и в Академии художеств в Дюссельдорфе (1837—1841) у Т. Хильдебрандта, В. Шадова и К. Ф. Лессинга. Посетил Италию (1841—1842), Бельгию, Францию, Швецию. С 1845 зимой жил в Дюссельдорфе, а летом в Норвегии. Первым самостоятельным произведением Тидеманна была картина из истории Скандинавии Густав Ваза обращается к даларнским мужчинам (1841, частное собр..

Дополнительный поиск Тернер Тернер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тернер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тернер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа