Тоффанелли
, Стефано (Toffanelli, Stefano) 1752, Наве, ок. Лукки — 1812, Лукка. Итальянский живописец-неоклассицист. С десяти лет занимался у Дж. А. Лукки, в мастерской которого подружился с Бернардино Нокки, ставшим впоследствии тоже видным живописцем. Ок. 1768 оба уехали в Рим продолжать обучение, поступив в Академию П. Батони, который покровительствовал соотечественникам. В 1771 на конкурсе в Академии Св. Луки получил премию за рисунок Авраам и три ангела. Исполнял рисунки по заказам известных граверов Дж. Борсато, Р. Моргена, Д. Кунего, М. Фоло. Был некоторое время ассистентом Н. Лапикола, под руководством которого работал над росписями залов виллы Джулия и апартаментов папы в Кастель Гандольфо и палаццо Киджи в Аричче. Имел мастерскую в Риме на виа деи Гречи, которую делил со своим другом Гевином Гамильтоном, шотландским живописцем, рисовальщиком, археологом, получившим большую известность в Риме в 1760—1770-е.
Писал портреты в духе П. Батони с изображениями туристов на фоне античных построек Рима. В Портрете Кристофера Хеветсона с бюстом Гевина Гамильтона (ок. 1785, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) запечатлен ирландский скульптор К. Хеветсон, работавший в Риме. Портрет, исполненный в традиции Батони, прекрасно передает атмосферу художественной жизни Рима кон. XVIII столетия. С 1791 член Академии Св. Луки и конгрегации "Виртуозы Пантеона". Наиболее значительными работами художника в монументальной живописи явились росписи виллы Манци в Сагромино (ок. Лукки, 1784—1791), где он написал фрески на мифологические сюжеты (Аполлон и Марсий), и палаццо Альтьери в Риме (Апофеоз Ромула. Миф о Марсе и Рее Сильвии, 1791). Росписи палаццо Альтьери, где он работал с Ф.
Джани, принесли большую известность художнику. Фреска Миф о Марсе и Рее Сильвии в зале мозаик из Остии исполнена в характерной манере фресковой живописи Тоффанелли — в духе его аркадийского неоклассицизма, без героизации образов персонажей, без драматизации жестов, с преподнесением сцен в идиллическом настрое. В подобном стиле выполнены и его последующие работы. Фрески на сюжеты из истории Ахилла на вилле Ченалли в Лукке, соборе в Лукке (капелла Сакраменто), алтарные образы в церквах Сан Никколо аль Арена в Катании (1790), Сан Антонио в Тиволи (1794), Пьове ди Верно (ок. Лукки). С 1805 по 1810 был придворным живописцем Элизы Баччокки, сестры Наполеона Бонапарта, которой император пожаловал сначала титул герцогини Лукки и Пьомбино, а затем великой герцогини Тосканы.
Исполнял портреты Элизы и ее супруга, графа Феликса Баччокки, украшал фресками их резиденцию — виллу Мария ок. Лукки (завершал его брат Агостино Тоффанелли). В 1805 получил титул сенатора. Продолжал работать также в портрете, его образы лишены парадной торжественности и репрезентативности, присущей живописи периода империи. Тоффанелли создал тип группового портрета, продолжающего лучшие черты портретной живописи века Просвещения, в котором были тонко переданы духовное единство изображенных, их общие интересы (Автопортрет с отцом Андреа, братом Агостино и овальным портретом Бернардино Нокки на станке. Рим, Музей Рима. Автопортрет с аббатом Джовинацци, гравером Могалли, падре Казини, монсиньором Гуалтьери. Частное собрание).
В портретах С. Тоффанелли запечатлен облик многих известных деятелей культуры его времени (Скульптор Карло Альбачини с моделью в руках, Рим, Академия Св. Луки).Лит. De Logu G. Pittura italiana dell’Ottocento. Bergamo, 1955. Ottino della Chiesa A. Il neoclassicismo nella pittura italiana. Milano, 1967..
Дополнительный поиск Тоффанелли
На нашем сайте Вы найдете значение "Тоффанелли" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тоффанелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 10 символа