Треккани
, Эрнесто (Treccani Ernesto) 1920, Милан — 1974, Милан. Итальянский художник, принадлежавший к художественному направлению неореализма. Родился в состоятельной буржуазной семье, окончил миланский Политехнический институт, получив диплом инженера. Но увлечение живописью оказалось сильнее, и это заставило покинуть семью, которая не разделяла его взгляда на жизнь. В 1938 основал журнал Вита джованиле (Жизнь молодежи), который позднее стал называться Корренте делла вита джованиле, или Корренте (Поток). Вокруг журнала сплотилась группа молодежи, стоящая на позициях антиконформизма с фашистским режимом в стране. В кон. 1930-х при журнале была создана художественная группировка "Корренте". В марте 1938 состоялась ее первая выставка мастеров (1938—1941) в галерее "Перманенте" в Милане (Э.
Треккани, Р. Биролли, Р. Гуттузо, А. Сассу, Дж. Миньеко, Дж. Манцу и др.). За почти 3 года существования были проведены несколько крупных выставок и ряд персональных. Как писал известный поэт Джанни Родари, рисунки Треккани в журнале были "стихами без слов <...>. Они говорили о правде, о тайных надеждах, о страстном желании жить в согласии с правдой и справедливостью, о глубокой вере в человека". Мастера "Корренте" стремились показать человека правдиво, избегая ложной героизации, псевдоклассической ориентации, присущей мастерам, находившимся на службе у официального режима. В работах они сознательно обращались к лаконичной композиции, грубоватым образам людей из народа, экспрессивному изобразительному строю произведений Ван Гога и Пикассо.
После вступления Италии в войну в 1940 журнал был ликвидирован. Треккани принимал активное участие в подпольной борьбе вплоть до освобождения, готовил материалы для подпольных изданий. "Живопись этого периода давала мне возможность выразить стремление к свободе, к миру, страстное желание изменить действительность", — вспоминал художник. Как реквием павшим в борьбе с рухнувшей фашистской диктатурой прозвучало раннее полотно Расстрел (1942—1945), получившее большой общественный резонанс. Лицо рабочего перед нацеленными на него дулами пушек потрясало правдивостью рассказа о современности, образностью художественного языка. О мире простых вещей, окружающих человека, повествовало полотно Рукомойник (1940), показанное на выставке мастеров "Корренте" в 1940.
Искренние раздумья молодого художника, твердо избравшего свой путь в искусстве, выразил и Автопортрет (1943). "Корренте" стало началом возрождения живописи в Италии, школой ддя художественной молодежи, освободившейся после Сопротивления (1943—1945) от жесткого диктата в области культуры в годы "черного двадцатилетия". После войны в атмосфере нравственного обновления общества для художников открылись новые возможности отстаивания эстетических принципов гуманистического искусства, сложившихся в годы Сопротивления. Актуален был и поиск нового изобразительного языка, способного выразить идеалы нового искусства, в котором звучала ответственность его создателей за жизнь своего народа. В 1946 Треккани становится членом группировки "Новый фронт искусств", идея организации которой родилась в связи с Биеннале 1948.
Первая выставка группы состоялась в Милане, в галерее "Кайрола", вторая — в 1948 в Болонье. Цель продолжения идей "Корренте" объединила мастеров, составивших в 1949—1955 ядро движения неореализма. Треккани был одним из участников разработки манифеста нового искусства. В нем были сформулированы мысли о месте художника в новом обществе, об отношении к действительности, о методе социального реализма, который избрали участники художественного направления. Полотна Треккани Митинг после освобождения (1949), Мир идет вперед с песней (1951), Арлекинада у порта (1953) выразили настроение художника-антифашиста после войны, надежду на создание живописи (как назовет ее сам художник), "с которой водружают знамена".
В 1950-е в искусство Треккани входит тема борьбы народа отсталого аграрного Юга Италии за свои права. В полотнах Возвращение во Фрагала (1949), Земля Мелиссы (1955), Долгая дорога (1957), как и многие другие мастера неореализма, он обращается к этой актуальной для современной Италии теме. Полотно Возвращение во Фрагала повествует о событии в калабрийском селении, где произошел расстрел безоружных крестьян, решившихся обрабатывать пустующие земли хозяина. В скорбном молчании изображены вспоминающие о погибших крестьяне и вставшие на их защиту прогрессивные деятели политики и культуры Италии. Лаконичный, напоминающий кадр документальной хроники язык живописи Треккани придает образам значительность. Эти работы, подобно "меридианалистским" (т.
Е. Поднимающим проблемы Юга Италии) полотнам Р. Гуттузо и К. Леви, стали значительным явлением в искусстве итальянского неореализма. В сер. 1950-х неореализм переживал кризис, в Италию усилился поток массовой культуры. В эти годы Треккани был среди тех художников старшего поколения, которые сплотились для отстаивания идеалов гуманистического искусства, рожденного в период "Корренте" и "Нового фронта искусств". В своих публицистических статьях он писал о политике, культуре, о проблемах художественной молодежи, испытывающей разброд, стремился донести до нее идеалы демократического искусства 1940—1950-х. Тематика его произведений обогащается. Он пишет пейзажи рабочих городских окраин, марины, натюрморты. В полотнах этих лет сильно лирическое начало в восприятии сельской природы или урбанистического пейзажа.
Большую свободу и живописность обретает его манера работы экспрессивным мазком, звучными тонами красок. В полотнах Старик и холмы (1965), Прекрасный сад (1972), Морской пейзаж (1970), Дерево в цвету (1973), Ионическое море (1974) программно выражены стремление к красоте, желание изображать все ее проявления в противовес злу и насилию, существующим в мире. Созданная в 1969—1974 серия портретов крестьян Калабрии (Старик из Вальяно, 1970) стала поэтическим возвратом в прошлое, рассказом о годах юности. Единство природы и человека — лейтмотив творчества Э. Треккани в 1960—1970-е. В серии картин Чайки в полете (1974), изображениях цветов (Бутон розы, 1970. Ласточки и цветы, 1973. Полет ласточек, 1974) художник стремится показать гармонию и красоту природы, ее облагораживающее воздействие на мир человеческих чувств.
Треккани — художник разностороннего дарования. Его привлекает не только живопись, но и работа в скульптуре, в технике мозаики, изготовление произведений из керамики. Тема знаменитых Подсолнухов Ван Гога увлекала его в 1960-е в живописи (Подсолнух, 1969, частное собрание) и керамике, позволяя показать огромные пластические возможности цвета, которые он ценил в творчестве Ван Гога, экспрессию лепки объемов. Его всегда интересовали не холодная демонстрация приемов определенной техники, а выявление с помощью средств того или иного вида искусства поэтической одухотворенности образов природы и человека, их нерасторжимой поэзии. Это прекрасно отразили его работы в бронзе (Портрет матери в саду, 1970) и в мозаике (Нарцисс, 1970-е).
Свой взгляд на мир, искусство, творчество Э. Треккани выразил в книге Искусство для любви (1973). В нее вошли строки юношеского дневника, который он вел в годы подпольной деятельности, очерки о путешествиях, работе, воспоминания о друзьях, письма к нему известных деятелей культуры. В названии книги емко сконцентрировано понимание Треккани предназначения творчества художника. В его словах о том, что "тот, кто хочет достичь правды, не создает иллюзии бегства от мира, старается передать реальность, которую нужно любить", — заключено понимание собственных задач, оценка созданного этим талантливым мастером.Лит. E. Treccani. L’arte per amore. Milano, 1961. Fagone V., Vitali L. ErnestoTreccani. Milano, 1970. De Grada R. Treccani.
Milano, 1973..
Дополнительный поиск Треккани
На нашем сайте Вы найдете значение "Треккани" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Треккани, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа