Уге

176

, Джауме (Huguet, Jaime) Ок. 1415, Валлс, близ Таррагоны — 1492, Барселона. Испанский живописец. Представитель каталонской школы Раннего Возрождения. О его юности известно крайне мало. Первоначально обучался, по-видимому, у своего деда и опекуна художника Пере Уге. Работал между 1435—1445 в Сарагосе, затем в Таррагоне, с 1448 до самой смерти жил в Барселоне. Создавал алтарные образы для крупных церквей города и его окрестностей, завел обширную мастерскую, сотрудничал с другими живописцами, привлекая их для совместных заказов. Стал знаменитым мастером Каталонии, слава о нем вышла за ее пределы. Многие из произведений Уге, составлявшие сложные алтарные композиции, оказались разрозненными, дошли в отдельных фрагментах.

Затруднена точная датировка, особенно ранних произведений. Однако то, что сохранилось из его капитальных работ, позволяет отнести творчество Уге, в котором сливаются черты передового и архаичного, старого и нового, реального и условно-воображаемого, к крупным явлениям европейской живописи XV в. В изысканной готизирующей манере написана центральная часть алтаря с изображением Мадонны с Младенцем для приходской церкви в Вальмоле (Барселона, Музей каталонского искусства). Созданные в разные периоды картины из алтарного цикла, посвященного св. Винсенту из Саррии (Барселона, Музей каталонского искусства), во многом сохраняют архаические черты, в них господствует повествовательное начало, ощущение жизни как бы растворяется в более частном, в обилии деталей.

О том, что в испанское искусство вошел живописец ренессансного склада, свидетельствует одна из ранних и самых известных работ Уге — центральная часть триптиха Св. Георгий и принцесса, полная лиризма и ощущения жизни (Барселона, Музей каталонского искусства). Оттенок камерности, присущий этой небольшой картине, скорее исключение, нежели правило в кругу произведений каталонского мастера, которому удалось исключительно ярко почувствовать изобразительные и декоративные особенности монументального испанского алтарного образа (ретабло). Он создал величественные композиции. Св. Антоний Аббат (1455—1458, после пожара в 1909 дошли только фрагменты). Алтарь Коннетабля Португальского (1465, церковь Санта Агеда в Барселоне), Св.

Бернардин и ангел-хранитель (1462, Барселона, Музей собора), Св. Августин (1465—1480, Барселона, Музей каталонского искусства). Среди шедевров испанской живописи Раннего Возрождения — Алтарь святых Абдона и Сенена в церкви Сан Педро в Таррасе близ Барселоны (1459—1460). Христианские мученики Абдон и Сенен (их необычные имена объясняются происхождением из знатных персидских семей), глубоко почитаемые среди каталонских землевладельцев покровители урожая, представлены в облике прекрасных стройных юношей в изысканных придворных костюмах. С мощенной изразцами галереи открывается вид на далекие холмы и горную долину, но небо написано золотом. Три части пределлы посвящены деяниям святых целителей Косьмы и Дамиана.

Художник тяготел к общему, собирательному типу, наделенному конкретным наблюдением натуры. Его герои сходны между собой и легко узнаваемы — высокие, сухощавые, неяркие по внешности, с длинными простыми открытыми лицами. При внешней однотипности лица обладают живостью выражения. Взгляды персонажей усиливают действенность сцен, где фигуры еще хранят скованность поз и традиционность жестов. Герои Уге наделены благочестием, достоинством, благожелательностью, спокойным, граничащим с хладнокровием самообладанием. Тем не менее его произведения выделяются своеобразной активизацией образа человека. Так, пламенный проповедник св. Бернардин в упомянутой картине барселонского собора принадлежит к числу самых сильных и запоминающихся образов каталонской живописи XV в.

Многие особенности творчества Уге воплотились в позднем Посвящении св. Августина в сан епископа (Барселона, Музей каталонского искусства), центральной части огромного алтаря, заказанного цехом кожевников для церкви августинцев в Барселоне и в целом исполненного при участии мастерской. Художник внес ощущение реальности в традиционную статичную композицию. Св. Августин, воплощение власти, величия, вознесенного над земной жизнью, представлен в окружении толпы тесно сгрудившихся и поглощенных происходящим священников и монахов, наделенных на редкость живыми и выразительными взглядами. Картина с ее множеством поистине драгоценных деталей вызывает ассоциацию с ковром, красочной средневековой шпалерой.Лит. Rowland P.

Jaime Huguet. Cambridge (Mass.), 1932. Gudiol J. Ainaud J. Huguet. Barcelona, 1948. Arnaud J. Jaime Huguet. Madrid, 1955..

Значения в других словарях
Тьеполо, Джованни Доменико

(Tiepolo, Giovanni Domenico) 1727, Венеция — 1804, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца Дж. Б. Тьеполо. Работал в мастерской отца в Венеции, с 1760 возглавлял мастерскую, в 1762 уехал в Испанию, после смерти Тьеполо Старшего в Мадриде возвратился в Венецию. Писал станковые картины на бытовые, мифологические и исторические сюжеты. В 1750—1790-е выполнял самостоятельные работы в монументальной живописи. С 1772 профессор венецианской Академии художеств, с 1780 п..

Тьеполо, Лоренцо

(Tiepolo, Lorenzo) 1736, Венеция — 1776, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, младший сын Дж. Б. Тьеполо, принадлежал к кругу последователей отца. Работал в мастерской Дж. Б. Тьеполо, принимал участие в крупных работах в Вюрцбурге и Мадриде. После смерти Тьеполо Старшего остался при дворе Карлоса III. Лоренцо писал портреты, подражая манере П. Лонги, о чем свидетельствует его оставшееся незаконченным полотно Семейство Тьеполо (Лондон, частное собрание). Более самостоятелен портрет матери..

Уго да Карпи

(Ugo da Carpi) Итальянский гравер и рисовальщик североитальянской школы XVI в. Самый крупный мастер из работавших в технике кьяроскуро (от итал. Chiaroscuro — светотень) — цветной гравюры на дереве, которая возникла в среде граверов, группировавшихся вокруг Пармиджанино. Уго да Карпи считается изобретателем техники гравюры кьяроскуро, в которой печатали с нескольких досок, каждая с отдельным тоном одного общего для всей гравюры цвета — зеленого, коричневого, серо-голубого, темно-красного. Каждая..

Уде

, Фриц фон (Uhde, Fritz von) 1848, Волькенбург, Саксония — 1911, Мюнхен. Немецкий живописец. Учился в Академии художеств Дрездена. В 1866—1878 проходил военную службу, параллельно продолжая обучение у Л. А. Шустера, а с 1876 — у Г. Макарта в Академии художеств Вены. В 1877—1879 работал в Академии художеств Мюнхена у Пилоти, Диеза, Линденшмидта. Под влиянием Ф. Ленбаха увлекся голландской живописью, которую изучал в пинакотеке Мюнхена. В 1879 едет к М. Мункачи в Париж. Возвратившись в Мюнхен, сбл..

Дополнительный поиск Уге Уге

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Уге" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уге, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 3 символа