Утрилло

223

, Морис (Utrillo, Maurice) 1883, Париж — 1955, Везине. Французский живописец. Родился на Монмартре, с которым связан наиболее плодотворный период его жизни. Овладевал навыками рисунка и живописи под руководством своей матери, известной натурщицы и художницы Сюзанны Валадон, но систематического художественного образования не получил. Утрилло вошел в историю живописи как поэт Монмартра, раскрывающий потаенную красоту его кривых улочек, теряющихся вдали спусков, маленьких уютных площадей, непритязательных построек и глухих оград с облупившейся краской. Ранний период творчества (до 1909) отмечен влиянием Писсарро и Сислея. Однако при сходстве мотивов, композиционных приемов манера Утрилло ближе к корпусной живописи барбизонцев и Курбе, чем к импрессионистическому методу наложения раздельных вибрирующих мазков (Сена в Париже, 1905, Базель, частное собрание.

Сад в Монманьи, 1908, Париж, Нац. Музей современного искусства). С 1909 Утрилло почти не писал с натуры. Работал по памяти, часто обращаясь к открыткам. С помощью угольника и линейки он расчерчивал каркас композиции, линии архитектуры и лишь затем приступал к работе с красками. Тесные пространства улиц, замкнутость перспектив, скудная растительность, прорывающаяся сквозь мостовые, заполняющая промежутки между потертыми стенами и изгородями, мерный ступенчатый ритм кровель и фасадов — пейзажи Утрилло овеяны верленовской меланхолией, проникнуты интимным восприятием городских уголков как обжитых интерьеров. С особым мастерством художник писал старую штукатурку стен и глухих оград, насыщая белый цвет множеством тончайших валеров (Белый дом, ок.

1912, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Улица Мон-Сени, 1910. Тупик Коттен, 1911, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства. Площадь Тертр, ок. 1911—1912, Лондон, галерея Тейт). Один из любимых мотивов Утрилло — одиноко стоящие церкви и соборы (Церковь Сен Пьер, ок. 1911, Париж, музей Оранжери. Церковь Сен Северен, ок. 1913, Вашингтон, Нац. Галерея искусства. Шартрский собор, ок. 1913, частное собрание. Реймсский собор, ок. 1914, частное собрание). С 1919 Утрилло подолгу жил в замке Сен Бернар, близ Лиона. Период творческого расцвета мастера был недолгим. Хронический алкоголизм, беспорядочный образ жизни привели к скорому угасанию таланта. Хотя в 1920-х к нему пришли известность и значительный материальный успех, в пейзажах этого времени чувствуется творческая усталость.

В дальнейшем механические повторы, монотонность приемов, вялость кисти свидетельствуют о преждевременном угасании творческой энергии. Тем не менее Утрилло сыграл значительную роль во французском искусстве. Он не только продолжил великие традиции французского пейзажа, но и выразил лирическую тональность своего времени, проявившуюся также в поэзии Ж. Превера, в грустных напевах парижских шансонье.Лит. Морис Утрилло. К портрету художника / Сост. И вступ. Ст. Т. А. Савицкой. М., 1988. MacOrlan P. Utrillo. Paris, 1952. Petrides P. Maurice Utrillo. Paris, 1962. 2 vol..

Значения в других словарях
Унтербергер

, Кристофоро (Unterberger, Cristoforo) 1732, Кавалезе — 1798, Рим. Живописец австрийского происхождения, работал в Австрии и Италии, где провел большую часть своей жизни. Учился у своего дяди Ф. З. Унтербергера. С 1748 учился и работал в Вене у другого дяди — М. Унтербергера. В 1751—1752 обучался в Академии художеств Вены, за полотно Поклонение волхвов и картину на библейский сюжет из жизни Товита и Товии (оба утеряны) получил первые премии. В 1756—1757 посетил Верону, Венецию. С 1759 жил и рабо..

Уоттс

, Джордж Фредерик (Watts, George Frederick) 1817, Лондон — 1904, Комптон, Суррей. Английский живописец и скульптор. Родился в семье настройщика фортепиано. После обучения в мастерской скульптора У. Бехнеса поступил в школу Королевской академии художеств. Первую работу (Раненый Хирон, Комптон, галерея Уоттса) выставил в 1837. В ранних вещах опирался на манеру У. Этти и Э. Лендсира, затем увлекся итальянским Возрождением. Большое впечатление и творческий импульс получил от мраморов Парфенона, прив..

Уэст

, Бенджамин (West, Benjamin) 1738, Спрингфилд, Массачусетс — 1820, Лондон. Американский живописец, большая часть жизни и творчества которого прошла в Великобритании. Рано проявил художественные способности. Согласно преданию, американские индейцы в детстве учили его раскрашивать рисунки земляными красками. Первые уроки масляной живописи получил у художника-любителя из Англии У. Уильямса и шведского живописца Г. Хесселиуса, жившего в Америке. В 1760 уезжает в Европу, три года проводит в Италии, г..

Фабр

, Франсуа Ксавье (Fabre, Francois Xavier) 1766, Монпелье — 1837, Рим. Французский живописец. Ученик Ж. М. Вьена и Ж. Л. Давида (с 1783). Получив в 1787 Гран-при, уехал в Рим в качестве пенсионера парижской Академии художеств. Долго жил в Италии (1787—1826), во Флоренции (до 1825), был придворным живописцем герцогини Лукки и Пьомбино, а затем великой герцогини Тосканской Эльзы Баччокки (сестры Наполеона Бонапарта). Писал главным образом портреты и полотна на сюжеты из древней истории и мифологии ..

Дополнительный поиск Утрилло Утрилло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Утрилло" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Утрилло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 7 символа