Фернандес

188

, Алехо (Fernandez, Alejo) Между 1475—1479, Кордова — 1546, Севилья. Испанский живописец. Ведущий мастер севильской школы 1-й пол. XVI в. По-видимому, учился в Кордове, возможно, посетил Италию. В 1508 переехал в Севилью, где пользовался известностью, владел большой мастерской. Писал многочисленные (не все сохранились), нередко при участии учеников, алтарные картины для монастырей и церквей Севильи и других испанских городов (Марчены, Антекеры, Эсихи, Херес де ла Фронтерры, Вильясаны да Мены, Сарагосы). Творчество Фернандеса концентрировало в себе особенности и противоречия живописи раннего испанского Возрождения в ее андалусском варианте, развивалось под влиянием итальянских (П. Перуджино, А. Виварини, Б. Пинтуриккио) и нидерландских (Г.

Давид, К. Массейс) художников, сохраняя устойчивые на почве Испании позднеготические архизирующие черты. В созданных Фернандесом картинах для огромных многочастных алтарей (ретабло) из резного раскрашенного и позолоченного дерева, украшенных скульптурой и архитектурно-декоративными мотивами, проявлялась глубокая национальная самобытность. Красноречив факт его приглашения, в ту пору кордовского мастера, в Севилью для участия в раскраске знаменитого алтаря главной капеллы собора Севильи, т. Е. Для работы, еще тесно связанной с традициями средневекового ремесла. Об исканиях художника, следовавшего новым веяниям времени, свидетельствует ранняя картина Христос у колонны (1520, Кордова, Музей изящных искусств), где проявился его настойчивый интерес к передаче пространственной среды, в которой происходит действие.

Значительная роль здесь принадлежит изображению ренессансной архитектуры не только в качестве фона, но и для того, чтобы путем ее отдельных объемных элементов создать впечатление пространства, развивающегося в глубину. В более поздней Тайной вечере (ок. 1520, церковь Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе) Фернандес впервые в испанской живописи сосредоточил все свое внимание на тщательном построении перспективы. Овладевая ренессансными законами композиции, рисунка, колорита мастер в типичных для него изображениях святых с предстоящими всегда резко подчеркивал, как в средневековом искусстве, разномасштабность фигур, подчас сохраняющих черты позднеготической условности. Он свободно соотносил между собой большие красочные плоскости с виртуозным плетением тончайшего золотого узора.

Живописец ренессансного склада тяготел к гармоничным и лирическим образам (картины для собора в Севилье — Рождество Девы Марии, Поклонение волхвов, Введение во храм, Встреча Иоакима и Анны. Благовещение, ок. 1520, Севилья, Музей изящных искусств. Погибшие в 1936 картины алтарей в Вильясане да Мена), особенно в изображении нежной и женственной Мадонны в роскошном одеянии из тяжелой златотканой парчи (Мадонна с розой, ок. 1515—1520, Севилья, церковь Санта Анна. Алтарь Родриго Фернандеса де Сантаэлья, ок. 1520—1523, Севилья, капелла Семинарии). Самое известное произведение мастера — Мадонна мореплавателей (ок. 1531, Севилья, Алькасар) — единственная в испанской живописи картина, посвященная теме открытия мира. Заказанная Торговой палатой Севильи центральная композиция алтаря была расчищена в последние годы, что позволило составить более полное представление о выдающемся колористическом даровании Фернандеса.

Редкий мотив на переднем плане — уходящее вдаль лазоревое море со множеством разнообразных кораблей — как бы олицетворяет безграничные возможности испанского флота, бороздившего океан. Выше, в небесах, под покровом Мадонны Милосердия — коленопреклоненные фигуры мореплавателей, один из них считается изображением Христофора Колумба. Широкий плащ Марии осеняет мореплавателей и охватывает также расположенных на дальнем плане краснокожих индейцев, принявших христианство. На фоне пламенеющего розового неба победно раскинут огромный черно-синий плащ Мадонны, облаченной в великолепное, затканное золотом платье и представленной в облике молодой цветущей женщины, излучающей доброту и благожелательность. Хотя в картине Фернандеса много наивно-условного и архаичного, она представляет новое слово в испанской живописи XVI в., покоряет своим торжественным и радостным звучанием.

Выдающийся талант Фернандеса как художника-декоратора нашел разностороннее применение, начиная с работ над алтарем собора в Севилье до руководства живописным оформлением города по случаю прибытия в Севилью в 1526 императора Карла V.Лит. Angulo D. Alejo Fernandez — Librito de Arte de la Universidad de Sevilla, 1946..

Значения в других словарях
Фейт

, Ян (Fyt, Jan) 1611, Антверпен — 1661, Антверпен. Фламандский живописец. Выдающийся мастер натюрморта и анималистической картины. В 1621 учился у Я. Ван ден Берха, затем у Ф. Снейдерса и работал в его мастерской. С 1629 член антверпенской гильдии живописцев. После 1631 долгое время путешествовал, жил и работал в Париже (1633—1634), Венеции и Риме (с 1635), в 1642, 1655 посетил Голландию. В 1641 возвратился в Антверпен. Написанные в период между 1638—1661 сравнительно небольшие по размерам станк..

Фердинанди

, Франческо (Ferdinandi, Francesco), прозв. Империали (Imperiali) 1679, Милан — 1740, Рим. Итальянский живописец, мастер переходной эпохи от барокко к неоклассицизму. Входил в круг мастеров, относимых к т. Н. Протонеоклассицизму. С 1705 жил в Риме. До этого времени учился в Милане у К. Вимеркати. Путешествовал по Италии, посетил Палермо. В Риме ему оказывал покровительство кардинал Ренато Империали, чья фамилия укрепилась за художником. Писал сначала портреты в североитальянской традиции, напоми..

Фернандес, Грегорио

(Fernandez, Gregorio) Ок. 1576, Саррия — 1636, Вальядолид. Испанский скульптор. Уроженец Галисии, в юности переселился в Вальядолид, где жил и работал до конца жизни. Испытав отчасти влияние Хуана де Хуни и Помпео Леони, Фернандес воплотил в своем творчестве национальные особенности испанской скульптуры XVII в., стал главой кастильской школы. Слава его вышла за пределы Испании, в официальных документах он именовался не иначе как "знаменитый скульптор". Богатый дом Фернандеса, человека глубокого ..

Феррата

, Эрколе (Ferrata, Ercole) 1610, Валь д’Интерви, ок. Комо — 1686, Рим. Итальянский скульптор. Один из видных мастеров барокко. Учился в Генуе. В 1637 упоминается как член гильдии скульпторов Неаполя. В 1646 работал в Аттила (с Д. Гуиди), затем в Риме, где учился у А. Альгарди, тоже став последователем стиля Дж. Л. Бернини. После смерти Альгарди (1654) унаследовал его мастерскую, в которой обучалось много талантливых мастеров (К. Рускони, Дж. Маццуолли, Дж. Б. Фоджини, М. Кафа и др.), ценивших ег..

Дополнительный поиск Фернандес Фернандес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фернандес" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фернандес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа