Фьюме

277

, Сальваторе (Fiume, Salvatore) Род. 1915, Комизо, Сицилия. Итальянский живописец. Получил художественное образование в Урбино, на родине Рафаэля, но навсегда остался влюбленным в природу и людей своего острова. В 1936 переехал в Милан. Знаменательным для него стал 1943, когда вышла в свет его книга — автобиографический роман, получивший хорошие отклики. Но Фьюме принес свое литературное дарование в жертву второму призванию. Впоследствии он публиковал рассказы и статьи, написал еще несколько книг. В первый послевоенный год персональная выставка художника явилась значительным событием не только в его жизни, о нем заговорили как о талантливом и самобытном живописце. Правда, в течение нескольких лет он выступал под псевдонимом Франческо Куэйе, и лишь в 1948 стало известно его настоящее имя, но и оно было принято критикой, воспринявшей это как своего рода игру молодого самолюбивого художника.

Талант Фьюме многогранен. Он работает в станковой и монументальной живописи, графике, сценографии (оформление спектаклей в Ла Скала, Ковент-Гарден), скульптуре, керамике, дизайне (им оформлены интерьеры редакций журналов Микеланджело, Лайф и Таймс в Нью-Йорке), мозаике (апсида Новой церкви в Назарете, 1947), книжной иллюстрации (рисунки к Энеиде Вергилия и др.). Когда художник не путешествует и не занят выставочной деятельностью, он живет в селении Канцо, неподалеку от Комо на севере Италии, где находится его мастерская. Здесь расположена его студия, небольшая экспозиция работ, фабрика, в печах которой обжигаются керамические изделия. На фабрике ему помогают дочь — художница-керамистка и зять, ведущий административную работу.

Ближе всего искусству Фьюме (если пытаться искать аналогии его живописи) творчество Пиранделло и Джорджо Де Кирико. Его искусство остро психологично, оно рождается в потоке ассоциативного творчества, в котором цитирование фрагментов культуры прошлого всегда соотнесено с тонким чувством современности. Его полотна порой напоминают прием "театра в театре", который любил Пиранделло. Таковы его полотна Гойя и принцесса Альба, Дар Гойе, Визит принцессы Альба, в которых в едином порыве фантазии соединены изображения самого художника и его героев — принцесс, мах, современных тореадоров. Эти цитаты из Гойи, Тициана, Джорджоне, Пикассо у Фьюме всегда рождают новый образ, заставляющий вспомнить прошлое и глубже почувствовать современность.

Ассоциации с прекрасными Венерами мастеров классической живописи рождают многие женские образы Фьюме (Красное и черное, 1960-е). Они по-своему столь же эмоционально тонки, как и ню Модильяни, тоже влюбленного в пластику женского тела. Миф о Европе, похищенной Зевсом, превратившимся в быка, в полотне Средиземноморская ночь (1970-е, частное собрание) обретает и поэтическое, и чувственное звучание. Изображение св. Георгия, сражающегося с драконом и современным фантомом на фоне пейзажа Сицилии в полотне Аллегория (1970-е), вызывает аналогии с картинами "примитивов" Италии, с метафизической живописью Де Кирико. Эта христианская аллегория победы добра над злом остается актуальной и в наши дни. А образ знатной итальянки, возлежащей на канапе (Красное и черное) воскрешает в памяти известное полотно Давида, запечатлевшего первую парижскую красавицу мадам Жюльетт Рекамье.

В подобных портретах Фьюме есть и ноты эпатажа в сопоставлении изысканной красоты утонченной француженки XIX в. И своей современницы, наделенной откровенно грубой чувственностью. Как уроженец Сицилии Сальваторе Фьюме любит яркие звучные цветовые сочетания желтого и синего, голубого и оранжевого, белого и красного, черного и красного. Его полотна строятся на крупных пятнах цвета, подчеркивающих крепость объемов фигур и деталей пейзажа. Образ Сицилии часто присутствует в его полотнах, заставляя вспомнить о ее пустынных пространствах, морском побережье, великолепном сплаве различных культур, оставивших память о себе в постройках острова (Полдень, Памятник влюбленным, Континент без времени, Автопортрет, все — 1970-е).

В Автопортрете художник изобразил себя получеловеком-полубыком, неким белым кентавром на фоне оранжево-желтого сицилийского пустынного пейзажа. Это портрет-метафора, рассказывающий о той корриде, которой является жизнь и творчество для художника и одновременно полное поэтического подтекста повествование о Сицилии. С. Фьюме часто сравнивают с Ван Гогом, Пикассо, Де Кирико, т. Е. Мастерами, сумевшими создать определенные направления в искусстве, творчество которых было смелым и новаторским в поиске индивидуальной манеры. С ними Фьюме роднит еще и страстное желание постичь тайну человеческой души, существования человека в современном мире. Подобно этим мастерам, он любит апеллировать к классике как высшему критерию прекрасного в искусстве, сохраняя при этом самобытность дарования итальянского художника XX в.

Искусство Фьюме тоже уже стало классикой, неся в себе огромный потенциал неувядающей национальной традиции, открыв новые перспективы в ее развитии.Лит. Salvatore Fiume. Каталог выставки художника. М., 1991..

Значения в других словарях
Фужерон

, Андре (Fougeron, Andre) Род. 1913, Париж. Французский живописец. Происходил из рабоче-крестьянской семьи. В молодости работал на заводе Рено, посещая вечерние курсы рисунка и живописи. Дебютировал в "Салоне сверхнезависимых" в 1937. В 1939 вступил в коммунистическую партию, во время оккупации Франции был участником Сопротивления. В 1947 совершил путешествие по Италии, где завязалась его дружба с Ренато Гуттузо. Несколько месяцев обучался живописи в Риме. Фужерон избрал путь социально ориентиро..

Фуке

, Жан (Fouquet, Jean) Ок. 1420, Тур — ок. 1477/1481, Тур. Французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Прославленный при жизни, был забыт в последующие эпохи и лишь в кон. XIX — нач. XX в. Его имя постепенно вновь заняло достойное место в истории искусства. Происходил из семьи священника, учился в нач. 1440-х в Париже (возможно, у художников, близких мастеру Белфорда), выдвигалась гипотеза о его обучении в Нанте. Ок. 1445—1447 посетил Италию, где исполнил портрет папы Евгения IV (не сохранил..

Фюгер

, Фридрих Генрих (Fuger, Friedrich Heinrich) 1751, Хейльброн — 1818, Вена. Австрийский живописец, график, миниатюрист. Учился у Н. Гибаля в Штутгарте. В 1768 решил бросить живопись и поступил в Университет. Продолжил художественное образование в Лейпциге у последователя эстетических идей И. И. Винкельмана, художника А. Ф. Эзера, обучавшего рисунку Гёте. С 1774 работал в Вене, где получил признание при королевском дворе. В 1776—1783 жил в Риме и Неаполе. Испытал влияние Менгса, увлекался историче..

Фюрих

, Йозеф (Furich, Joseph) 1800, Кратцау, Богемия — 1876, Вена. Австрийский живописец, рисовальщик. Принадлежал к младшему поколению художников назарейцев. Учился у отца. В 1819—1826 посещал Академию художеств в Праге, в этот период исполнял алтарные картины для церквей Богемии. С 1829 жил в Риме, где сблизился с назарейцами, особенно был дружен с Ф. Овербеком, чье влияние испытал. Мастерская Фюриха находилась на виа Кватрофонтане, около Пьяцца Барберини. В 1829 совершил путешествие в Неаполь и на..

Дополнительный поиск Фьюме Фьюме

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фьюме" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фьюме, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа