Фюсли

210

, Иоганн Генрих (Fussli, Johann Heinrich). Англ. — Фюзели, Генри (Fuseli, Henry) 1741, Цюрих — 1825, Лондон. Швейцарский живописец и график, представитель раннего романтизма. Работал главным образом в Англии. Готовился к священническому служению, но интерес к живописи, культивировавшийся в семье, оказался сильнее. Его отец писал книги по истории искусства, имел большую коллекцию рисунков швейцарских и немецких мастеров, с копирования которых началось художественное образование сына. В 1764—1765 впервые приехал в Лондон и был представлен Рейнолдсу, который увидел в нем задатки незаурядного художника. Со своей стороны, широко образованный молодой человек внес вклад в знакомство британцев с последними достижениями европейской эстетической мысли, переведя на английский язык ряд трудов И.

И. Винкельмана. По совету Рейнолдса Фюсли отправился в Италию (1770—1778), где оказался в среде мастеров неоклассицизма. Но самое большое впечатление он получил от росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Вместе с тем мятежный дух художника, литературный склад ума впоследствии неузнаваемо трансформировали классические образы, сближая его стиль скорее с европейским маньеризмом XVI в. Полотна первого английского и итальянского периодов не сохранились. В 1778—1779 на короткое время поселился в Цюрихе, написав для ратуши картину Клятва трех конфедератов на горе Рютли и портретную композицию Беседа Фюсли с Бодмером (1779, Цюрих, Кунстхаус). В 1779 окончательно переехал в Лондон. Ок. 1782 создал самое знаменитое свое произведение Ночной кошмар (Франкфурт-на-Майне, Музей Гёте.

Варианты — Детройт, Институт искусств. Стаффорд, собрание Харроуби), а также картину Ведьмы (Макбет, Стратфорд-на-Эвоне, галерея Шекспировского мемориального театра). Они открывают в искусстве Нового времени темы, связанные со сновидениями, сумрачным состоянием подсознания, фантастикой. Фюсли в известной мере предвосхитил некоторые стороны творчества Гойи. В целом же мистическим фантазиям мастера присущ элемент рассудочности и театральности. Большое влияние на него оказал готический роман, но в основном он черпал вдохновение и сюжеты из произведений У. Шекспира и Дж. Мильтона. Большинство его картин — это разросшиеся до размеров станковой композиции иллюстрации (Титания, обнимающая голову осла, У. Шекспир, Сон в летнюю ночь, акт III, явл.

1, 1793—1794, Цюрих, частное собрание. Вариант — Лондон, галерея Тейт). Фюсли был участником т. Н. Шекспировской галереи Бойделла, а затем создателем аналогичной Мильтоновской галереи, для которой написал 47 больших полотен (1790—1800). В 1814, 1817, 1820 работал над темой Нибелунгов, выставляя картины в Королевской академии художеств, куда был избран в 1790. Своеобразие романтизма Фюсли заключалось в сочетании гротеска, иногда на грани карикатуры, дьявольщины и внешнего реализма бытовых деталей, наделенных мистическим подтекстом. Во имя воплощения человеческих страстей, губительных и жестоких, мастер удлиняет пропорции фигур, прибегает к нервной угловатой линии контура, неестественным позам и жестам, игре резкими контрастами света и тени.

Романтически трактованные пространство и время лишены у художника реальности, естественной протяженности, они прерывисты, соединяя разнонаправленные действия и разновременные события. Особой магической силой отмечены женские образы. Сладострастные и жестокие, они полны мрачной угрожающей значительности (Геро, Урсула и Беатриче, У. Шекспир, Много шума из ничего, акт 1, явл. 3, 1800—1805, Базель, Публичные художественные собрания. За туалетом, У. Купер, Безумие и невинность, ок. 1805, Лондон, частное собрание). В 1799 Фюсли начал преподавать в Академии. Его лекции были опубликованы и имели большое значение для формирования последующих поколений английских живописцев. Он был прекрасным педагогом. Среди его учеников — У.

Этти, Э. Лендсир, Тернер, Констебл, Уилки. Художник имел также определенное влияние на Блейка.Лит. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975. Schiff G. Johann Heinrich Fussli. Zurich. Munich, 1973..

Значения в других словарях
Фюгер

, Фридрих Генрих (Fuger, Friedrich Heinrich) 1751, Хейльброн — 1818, Вена. Австрийский живописец, график, миниатюрист. Учился у Н. Гибаля в Штутгарте. В 1768 решил бросить живопись и поступил в Университет. Продолжил художественное образование в Лейпциге у последователя эстетических идей И. И. Винкельмана, художника А. Ф. Эзера, обучавшего рисунку Гёте. С 1774 работал в Вене, где получил признание при королевском дворе. В 1776—1783 жил в Риме и Неаполе. Испытал влияние Менгса, увлекался историче..

Фюрих

, Йозеф (Furich, Joseph) 1800, Кратцау, Богемия — 1876, Вена. Австрийский живописец, рисовальщик. Принадлежал к младшему поколению художников назарейцев. Учился у отца. В 1819—1826 посещал Академию художеств в Праге, в этот период исполнял алтарные картины для церквей Богемии. С 1829 жил в Риме, где сблизился с назарейцами, особенно был дружен с Ф. Овербеком, чье влияние испытал. Мастерская Фюриха находилась на виа Кватрофонтане, около Пьяцца Барберини. В 1829 совершил путешествие в Неаполь и на..

Хагеман

, Карл Фридрих (Hagemann, Carl Friedrich) 1773, Берлин — 1806, Берлин. Немецкий скульптор. Ученик и помощник И. Г. Шадова, у которого учился в Академии художеств в Берлине. Его работы появились на выставках в Академии в 1793—1802. Это были копии с известных античных статуй (Дискобол, Аполлон Бельведерский, Венера Медичи, Спящий Эндимион, Эскулап), которые он видел во время поездки в Италию в 1802—1803. Его статуя Наяда была увезена во Францию министром Наполеона А. Бертье и в 1814 возвращена во ..

Хазенклевер

, Иоганн Петер (Hasenclever, Johann Peter) 1810, Ремшейд, близ Золингена, Северный Рейн-Вестфалия — 1853, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. С 1827 обучался в Академии художеств Дюссельдорфа, сначала архитектуре, затем обратился к живописи. Возглавлявший Академию Ф. В. Фон Шадов отверг его произведения, тогда художник возвратился в Ремшейд и стал заниматься самостоятельно. В 1832 продолжил обучение в Академии Дюссельдорфа у Ф. Т. Хильдебрандта, ученика Шадова. Посещен..

Дополнительный поиск Фюсли Фюсли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фюсли" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фюсли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа