Хаккерт
, Якоб Филипп (Hackert, Jacob Philipp) 1737, Пренцлау — 1807, Сан Пьетро ди Кареджо, близ Флоренции. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился у отца, портретиста Ф. Хаккерта. С 1754 занимался в берлинской Академии, проявляя интерес к пейзажной живописи. С 1762 жил в Померании, в 1765—1766 — в Париже и Нормандии. Много путешествовал по Италии. С 1782 жил в Неаполе, где работал в качестве придворного художника Фердинанда IV, имел мастерскую в королевском дворце в Казерте. В 1787 познакомился с И. В. Гёте, который написал о нем, как и о Тишбейне, биографический очерк (1804). В 1799 работал в Пизе и Флоренции. С 1800 поселился в Сан Пьетро ди Кареджо, близ Флоренции. Работал как пейзажист, делал рисунки с натуры, занимался акварелью.
Известно, что во Франции Хаккерт писал небольшие пейзажные виды Парижа гуашью. В 1768 вместе с братом Иоанном по приглашению их друга Г. Гамильтона художник едет в Рим. Сформировавшись в Германии в кругу поклонников эстетических идей И. И. Винкельмана, И. Г. Зульцера и Менгса, в Риме художник сблизился с колонией работавших здесь иностранных мастеров. В 1774 совершил поездку в Неаполь, выполнив серию рисунков для издания лорда Уильяма Гамильтона Кампи Флегрей. В 1777 путешествовал по Сицилии, откуда привез много зарисовок храмов Селинунта и Сегеста. Ранние живописные произведения 1760—1770-х — Вилла Альбани в Риме (Дессау, Художественная галерея), Развалины храма в Сегесте (1778, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина), Утро в окрестностях Рима, Вечер (оба — 1779, Москва, музей-усадьба "Архангельское"), Пейзаж с развалинами храмов Конкордии и Юноны Матроналии в Агридженто на Сицилии (1778, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) исполнены в традиции "героического" пейзажа с античными постройками и стаффажем. Они написаны в светлой холодной гамме с суховатыми панорамными далями. В пейзажах 1780-х с видами Неаполя, Сицилии, Рима в более мягком сближении планов, золотистом свете и дымчатом нежном сфумато чувствуется влияние живописи Лоррена (Итальянский пейзаж. Вид Байи и Поццуолли, 1785. Пейзаж со стадом у реки, 1787, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Группа в римском пейзаже, 1789, Швейнфурт, частное собрание). Изображение водопадов Тиволи в картинах Большие каскады в Тиволи (1783, Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж) и Каскад в Тиволи (1785, Гамбург, Кунстхалле) в отличие от акварелей и живописных произведений К. Блехена на эту же тему несет в себе еще классицистическое решение пейзажа. Но в самом характере избираемого мотива, интересе к передаче более тонких и естественных эффектов освещения чувствуются отзвуки предромантических веяний времени. Европейская известность пришла к художнику после исполнения в 1771 серии баталий для русского двора, посвященных разгрому турецкого флота в Эгейском море во время войны 1768—1774. Шесть полотен серии украшали дворец Екатерины II в Петергофе (ныне картины и эскизы находятся в Петродворце, Эрмитаже, Гатчинском дворце). Стремясь к документально точному воспроизведению кораблей русской эскадры и флагманов турецкого флота, художник выезжал на базу российского флота в Ливорно в 1770.
Построение пейзажного пространства в картинах серии достаточно однообразно — корабли русских и турецких эскадр изображены на фоне гористой волнообразной линии берега. Свободнее по композиции и живописному исполнению серия эскизов, написанных более темпераментным мазком. Мастерски переданы Хаккертом сцены ночных сражений, предвосхитившие интерес к эффектам ночного освещения у романтиков. В полотне Гибель турецкого флота в Чесменском бою (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) огненные вспышки пожара в глубине морского пространства рождают впечатление гигантского размаха происходящего боя. Сюжеты Чесменских баталий художник неоднократно повторял по заказам европейской знати. Авторитет Хаккерта в России был чрезвычайно высок, о чем свидетельствует отправка к художнику в качестве пенсионеров петербургской Академии Ф.
Матвеева и М. Иванова. Контакты художника с Россией продолжались, он выполнял пейзажи для Екатерины II, Строгановых, А. К. Разумовского, Н. Б. Юсупова. В России же он был только однажды, доставив в годы войны 1768—1774 полотна Чесменской серии. Пейзажи Хаккерта с видами Сицилии, Неаполя и его окрестностей, изображением гаваней, событий, связанных со спуском кораблей на воду, высоко ценились при неаполитанском дворе. Художник выполнял и отдельные поручения короля Неаполя, возглавив, например, доставку в Неаполь из Рима античных памятников из знаменитой коллекции Фарнезе. Живописная и графическая манера Хаккерта оказала большое влияние на пейзажистов, работавших в Риме. Одним из самых известных его последователей в Италии был Дж.
Б. Басси.Лит. Семенович Н. Н. Картина Якоба Филиппа Хаккерта "Гибель турецкого флота в Чесменском бою" ("Сожженный флот") // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1984. Вып. 49. Никулин Н. Н. Якоб Филипп Хаккерт. Эскизы к Чесменской серии картин в Петергофе // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб., 1994. Lohse B. Jacob Philipp Hackert. Emsdetten, 1936. Philipp Hackert alla corte di Napoli. 1782—1799. Dalla biografia di J. W. Goethe. A cura di F. Mancini. Napoli, 1988. Nordhoff C., Reimer H. Philipp Hackert. 1737—1807. Verzeichnis seiner Werke. Berlin, 1994. Bd. 1, 2..
Дополнительный поиск Хаккерт
На нашем сайте Вы найдете значение "Хаккерт" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хаккерт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа