Хегедушич

183

, Крсто (Hegedusic, Krsto) 1901, Петриня — 1975, Загреб. Хорватский живописец и график. Учился в загребской Академии художеств (1920—1926) и в Париже как стипендиат французского правительства (1926—1928). Вернувшись на родину (1928), жил в Загребе и с. Хлебине, где в 1930 основал Школу народных художников-примитивистов. Один из инициаторов создания прогрессивного художественного объединения "Земля" в Загребе (1929). С 1936 преподавал в загребской Академии художеств, с 1950 руководитель ее Школы мастеров. С 1957 директор Графического института Югославской академии наук и искусств. Неоднократно посещал европейские страны. Выступал как художественный критик, сотрудничал в журналах Данас (с 1934) и Печать (с 1939).

Живописные и графические работы Хегедушича свидетельствуют об интересе художника к жизни народа. В ранних рисунках (1920-е) запечатлен мир отверженных. Нищих, безработных, крестьян-бедняков. В живописи 1920—1930-х преобладает тема деревни. Жанровые сцены исполнены в манере, близкой искусству примитива. Локальная раскраска без моделировки объема цветом, грубоватый рисунок, обобщающий форму и силуэт, подчеркнутая декоративность композиционного решения (Пятеро в корчме, 1927, Белград, частное собрание). В дальнейшем в творчестве Хегедушича усиливаются черты социальной критики. В картине Реквизиция (1929, Риека, Современная галерея) показана деревня, в которой власти жестоко расправляются с крестьянами. Художник прибегает к панорамному изображению, позволяющему разместить на полотне несколько отдельных выразительных эпизодов.

Прием трагического гротеска в трактовке крестьян, восходящий к творчеству Питера Брейгеля Мужицкого, станет характерным для ряда работ Хегедушича начала 1930-х (Наводнение, 1932, Загреб, Современная галерея). В серии рисунков (34 листа) кон. 1920 — нач. 1930-х, изданных в Загребе под названием Подравские мотивы (1933), представлены и современная художнику нищая хорватская деревня, и убогий быт городской окраины. Здесь художник прибегает к гротеску, программному антиэстетизму, используя нарочито грубый, угловатый рисунок, соответствующий запечатлеваемым образам. Сатирический гротеск в живописных произведениях порой сопровождается иносказанием, метафорой. В картине с латинским названием Justitia (1934, Скопье, Художественная галерея) мастер как бы подытоживает все свои наблюдения, показывая деревню, в которой жандармы избивают, пытают и вешают людей.

Аллегорическая фигура Справедливости в ужасе бежит из этого места. В послевоенные годы художник остается верен прежней живописной манере, однако тематика его работ меняется. Значительное место занимает отражение тягостных впечатлений оккупационных лет. Мертвые воды (1956, Любляна, Художественная галерея), Стражники концлагеря (1957), Транспорт узников (1963). В других произведениях нарастают ноты пессимизма (Засуха, 3 варианта — 1957, 1959, 1961) и чувства одиночества и неприкаянности во враждебном мире (Двор, 1958). Творчество Хегедушича сыграло также важную роль в сложении и развитии живописи примитивистов — одной из существенных ветвей многоликого хорватского искусства.Лит. Bihalji-Merin O. The Art of Krsto Hegedusic.

Beograd, 1959. Krsto Hegedusic. Izlozba kartona. Varazdin, 1975..

Значения в других словарях
Хаусман

, Рауль (Hausmann, Raoul) 1886, Вена — 1971, Лимож. Немецкий художник. С 1900 жил в Берлине, где обучался живописи под руководством своего отца. Ранние живописные работы отмечены влиянием экспрессионизма и кубизма. Сблизившись с кружком, сложившимся вокруг журнала Дер Штурм, принимал активное участие в обсуждении проблем современного искусства, часто выступал как теоретик и художественный критик. С началом Первой мировой войны определились его левые социально-политические ориентации, выразившиес..

Хеветсон

, Кристофер (Hewetson, Christopher) Ок. 1736, Томастаун, Килкенни — 1798, Рим. Ирландский скульптор, крупный мастер-неоклассицист. Окончил колледж в провинции Килкенни, затем переехал из Томастауна в Дублин, где обучался в мастерской ведущего местного мастера Джона ван Носта Младшего (до конца 1750-х), исполняя в основном произведения парковой скульптуры. В 1756 упоминается уже в Риме вместе с художником из Филадельфии Генри Бейнриджем. При посредничестве известного английского агента и дилера п..

Хеда

, Виллем Клас (Heda, Willem Claesz) 1594, Харлем — между 1680 и 1682, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Испытал влияние П. Класа. В ранний период творчества писал картины на религиозные сюжеты и портреты, но позднее — только натюрморты, которые высоко ценились его современниками. Имел много учеников и последователей. Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности). В других его кар..

Хейден

, Ян ван дер (Heyden, Jan van der) 1637, Горинхем — 1712, Амстердам. Голландский живописец, гравер. С 1650 жил и работал в Амстердаме, занимал пост главного брандмейстера города. Благодаря техническим изобретениям в пожарном деле и в области городского освещения приобрел крупное состояние, стал известен за пределами Голландии, побывал в Кёльне, Брюсселе, Дюссельдорфе при дворе курфюрста Пфальцского, и в Южной Франции. Писал обычно недатированные городские виды, пейзажи и натюрморты. Занимался оф..

Дополнительный поиск Хегедушич Хегедушич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хегедушич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хегедушич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 9 символа