Хегедушич
, Крсто (Hegedusic, Krsto) 1901, Петриня — 1975, Загреб. Хорватский живописец и график. Учился в загребской Академии художеств (1920—1926) и в Париже как стипендиат французского правительства (1926—1928). Вернувшись на родину (1928), жил в Загребе и с. Хлебине, где в 1930 основал Школу народных художников-примитивистов. Один из инициаторов создания прогрессивного художественного объединения "Земля" в Загребе (1929). С 1936 преподавал в загребской Академии художеств, с 1950 руководитель ее Школы мастеров. С 1957 директор Графического института Югославской академии наук и искусств. Неоднократно посещал европейские страны. Выступал как художественный критик, сотрудничал в журналах Данас (с 1934) и Печать (с 1939).
Живописные и графические работы Хегедушича свидетельствуют об интересе художника к жизни народа. В ранних рисунках (1920-е) запечатлен мир отверженных. Нищих, безработных, крестьян-бедняков. В живописи 1920—1930-х преобладает тема деревни. Жанровые сцены исполнены в манере, близкой искусству примитива. Локальная раскраска без моделировки объема цветом, грубоватый рисунок, обобщающий форму и силуэт, подчеркнутая декоративность композиционного решения (Пятеро в корчме, 1927, Белград, частное собрание). В дальнейшем в творчестве Хегедушича усиливаются черты социальной критики. В картине Реквизиция (1929, Риека, Современная галерея) показана деревня, в которой власти жестоко расправляются с крестьянами. Художник прибегает к панорамному изображению, позволяющему разместить на полотне несколько отдельных выразительных эпизодов.
Прием трагического гротеска в трактовке крестьян, восходящий к творчеству Питера Брейгеля Мужицкого, станет характерным для ряда работ Хегедушича начала 1930-х (Наводнение, 1932, Загреб, Современная галерея). В серии рисунков (34 листа) кон. 1920 — нач. 1930-х, изданных в Загребе под названием Подравские мотивы (1933), представлены и современная художнику нищая хорватская деревня, и убогий быт городской окраины. Здесь художник прибегает к гротеску, программному антиэстетизму, используя нарочито грубый, угловатый рисунок, соответствующий запечатлеваемым образам. Сатирический гротеск в живописных произведениях порой сопровождается иносказанием, метафорой. В картине с латинским названием Justitia (1934, Скопье, Художественная галерея) мастер как бы подытоживает все свои наблюдения, показывая деревню, в которой жандармы избивают, пытают и вешают людей.
Аллегорическая фигура Справедливости в ужасе бежит из этого места. В послевоенные годы художник остается верен прежней живописной манере, однако тематика его работ меняется. Значительное место занимает отражение тягостных впечатлений оккупационных лет. Мертвые воды (1956, Любляна, Художественная галерея), Стражники концлагеря (1957), Транспорт узников (1963). В других произведениях нарастают ноты пессимизма (Засуха, 3 варианта — 1957, 1959, 1961) и чувства одиночества и неприкаянности во враждебном мире (Двор, 1958). Творчество Хегедушича сыграло также важную роль в сложении и развитии живописи примитивистов — одной из существенных ветвей многоликого хорватского искусства.Лит. Bihalji-Merin O. The Art of Krsto Hegedusic.
Beograd, 1959. Krsto Hegedusic. Izlozba kartona. Varazdin, 1975..
Дополнительный поиск Хегедушич
На нашем сайте Вы найдете значение "Хегедушич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хегедушич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 9 символа