Цадкин

192

, Осип (Zadkine, Ossip) 1890, Смоленск — 1967, Париж. Французский скульптор, график. Отец Цадкина был преподавателем древних языков, мать принадлежала к семье кораблестроителей Лестер, выходцев из Шотландии, прибывших в Россию в кон. XVII в. По приглашению Петра I. Художественная одаренность Цадкина проявилась в раннем детстве. Он хорошо рисовал, обладал прекрасным музыкальным слухом, играл на скрипке. "Однажды, будучи еще мальчиком, — вспоминал Цадкин, — я нашел великолепную белую глину. Когда я стал мять ее руками, я испытал ни с чем не сравнимое наслаждение, которое испытываю до сих пор". В 1906—1908 работает и учится в Лондоне, посещает вечерние занятия в Политехнической школе, в 1908 — курсы в Школе искусств и ремесел.

С 1909 Цадкин в Париже. Поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую Энжельбера, принимает участие в выставках, знакомится с Аполлинером, Пикассо, Липшицем, Бранкузи, Архипенко, Модильяни и др. Уже ранние скульптуры отмечены выразительностью образа, смелостью формы. К 1908 относится Героическая голова (Париж, частное собрание). Небольшая по размеру (высота ок. 30 см), она производит впечатление мощной каменной глыбы. В Пророке (1914, Гренобль, Музей изящных искусств) бережно сохраняется ствол дерева, подчеркивается ощущение необоримой жизненной силы. В 1915 художник вступает добровольцем во французскую армию, работает санитаром, в 1916, после отравления газами, попадает в госпиталь. В 1918, не долечившись, возвращается в Париж "без гроша, больной, раздавленный морально и физически" (Цадкин).

Все надо было начинать сначала. Он выставляет серию военных рисунков (в выставке принимают участие Модильяни и Кислинг). Работы 1920—1930-х отличаются многообразием форм и образов. Мастер использует открытия кубистов в трактовке пространства, нередко обращается к сходным темам. Женщина с веером (1920, Париж, Нац. Музей современного искусства), Музыкальное трио (1928, Бристоль, Художественная галерея), Аккордеонист (1918, Париж, частное собрание), где аккордеон и человек образуют единый пластический объект. Скульптура Свет и формы (1918, Париж, Нац. Музей современного искусства) посвящена взаимодействию света и объема, роли света в преображении формы. Одна из самых прекрасных композиций — В честь Баха (1936, Амстердам, Музей Стеделийк), в ней условно трактованная фигура человека дана в органичном единстве с музыкальными инструментами, партитурами.

Величавая мелодия форм, плавных линий превращает скульптуру в пластическое воплощение музыки. Однако, оставаясь в границах строго регламентированной рационалистической системы кубизма, художник не мог полностью выразить то, что его волновало. Ему важно было овладеть средствами эмоциональной выразительности ваяния, подобную той, какую он находил в пластике романских и готических соборов, в скульптуре Родена, способной говорить на языке человеческих чувств и страстей. Предчувствием новой войны воспринимается Распятие. Образ распятого Христа (1939, Париж, Нац. Музей современного искусства) художник увидел в прекрасном срубленном вязе. "…Две главные ветви вяза. Были словно. Руки распятого...". Распятый Христос — это распятая природа, распятое человечество.

В годы Второй мировой войны Цадкин живет и работает в США (1939—1945). В его искусство входит война с ее жестокостью, насилием. Острые углы, разорванные ритмы, "колючие" объемы характерны для Воителя (1943, Париж, частное собрание). На плоскости рельефа расположены фрагменты вооружения, обмундирования, а человека нет — человек превращен в приспособление для убийства. В скульптуре Узница (1943, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) из-за тюремной решетки проступает прекрасное женское лицо, исполненное гнева и скорби. Это не только Франция — это узники всего мира. В Воющем Арлекине (1944, Париж, частное собрание) художник выразил свое эмоциональное состояние в дни войны. "В моем одиночестве, я выл как Арлекин, и никто не слышал меня…" (Цадкин).

Главным антивоенным произведением Цадкина, проклятием террору, всем войнам, бывшим и грядущим, стал Разрушенный город (Памятник разрушенному Роттердаму, 1947—1948 — первые эскизы, завершен 1953, Роттердам). 14 мая 1940 город был сметен с лица земли фашистскими бомбами. Погибли сотни тысяч жителей, разрушено 11 тысяч зданий. Цадкин хорошо знал довоенный Роттердам, прекрасный старинный город, который "по милости Бога жил и цвел подобно лесу… в памятнике я хотел выразить крик ужаса перед бесчеловечной жестокостью палачей…" (Цадкин). Скульптура представляет и человека, и гибнущий город, с грохотом падающие здания. Формы человеческого тела чудовищно искорежены, пластические объемы подчинены резким, изломанным ритмам — передана "не реальность натуры, а реальность чувств" (Цадкин).

Рот разорван воплем, в середине статуи на месте сердца зияет огромная брешь, как от взрыва. Подобия рук взметнулись вверх, словно пытаясь удержать низвергающееся на землю небо, которое "скрылось, свившись как свиток" (Иоанн, Апокалипсис, 6. 14). "Город с пробитым сердцем" — так называют иногда памятник, гигант, воздевающий руки к небу среди пустынной площади, производит неизгладимое впечатление, ударяя по нервам. Это самое мощное и сильное произведение мировой антивоенной скульптуры XX в. Возвращение в Париж в 1945 вдохнуло в художника новую энергию и жажду творчества. Конец 1940-х — 1960-е — один из наиболее плодотворных периодов в жизни мастера. Меняется и его самоощущение, отступает тоска, рождается надежда.

Уже в 1944 в предчувствии победы он создает скульптуру Феникс (1944, Амстердам, Музей Стеделийк) — сказочная птица, сгорающая в огне и воскресающая из пепла — символ вечной жизни и надежды. В 1945 Цадкин лепит композицию, прославляющую великого ваятеля XIX в. В честь Родена (Париж, частное собрание) — фигура полулежащего Родена трактована в посткубистической манере с элементами сюрреализма. Голова скульптора — одно огромное око. Вогнутое пространство торса — просторное лоно, заполненное множеством фигурок — зародышами будущих произведений. Тема творчества в широком смысле — одна из главных тем искусства Цадкина. Мастер создает ряд статуй Орфея. Орфей (1930, Париж, Нац. Музей современного искусства) — это и певец, играющий на лире, и музыка природы.

В струящихся прядях волос, в волнистых складках одежды — шелест листвы, в изгибе торса — колыхание ветвей. В статуе Орфей (1948, Париж, Нац. Музей современного искусства), в верхней части торса оставлен просвет, заполненный струнами, образующими подобие лиры. Певец и лира образуют единое целое. Поэт не отгорожен от мира, от жизни, которая свободно "протекает", струится сквозь него. Творчество Цадкина, его мировосприятие метафорично — отсюда тяга к мифологии. Пространство мифа безгранично. Оно не замыкается границами места и времени, отражая вечные истины и понятия. "Я преобразую формы тела, чтобы изображения легендарных героев мифа стали самодостаточными, чтобы не нуждались во внешних атрибутах. Лира становится частью Орфея, огонь — частью Прометея" (Цадкин).

Прометей (1954, Франкфурт, библиотека Университета). Метаморфоза, превращение одних сущностей в иные, их единство лежит в основе многих работ. Поэтичная Девушка-птица (1926, Вустершир, Художественный музей). В 1956 Цадкина захватил трагический образ великого живописца Винсента Ван Гога. Он делает погрудный портрет художника (1956, 5 повторений в частных собраниях Парижа, Брюсселя, Флориды и др.), несколько эскизов монумента. Ван Гог — проповедник, Ван Гог в полях, Ван Гог с палитрой, рисующий Ван Гог и, наконец, памятник Ван Гогу (1956, Овер). 27 июля 1890 в Овере художник смертельно ранил себя выстрелом из револьвера, здесь он и похоронен. Ван Гог представлен идущим на этюды. Ремни от этюдника с красками, холста и прочего снаряжения, перекрещиваясь на груди, образуют крест — символизируя крестный жизненный путь мастера.

В 1963 Цадкин создает памятник Винсенту Ван Гогу и его брату Тео (установлен в 1964, Зундерт, Голландия, — место, где родились братья). Скульптор сумел рассказать языком пластики о сердечной привязанности, духовной близости, которые связывали Винсента и Тео. Склоненные головы, торсы как бы "переходят" друг в друга, образуя неразрывное единство. Сплетенные руки словно ограда, которой они стремятся защититься от ударов судьбы. В творчестве Цадкина нашли отражение художественные приемы и идеи многих направлений искусства XX столетия. Кубизма, примитивизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма, в зависимости от тех задач, которые он ставил перед собой, ибо главная его цель — создание яркого выразительного образа.

Цадкин отмечен в 1950 Гран-при на Международной биеннале в Венеции. Начиная с 1910 его работы почти ежегодно экспонируются не только во Франции, но и в Италии, Великобритании, Греции, Голландии, США, Японии, Канаде и других странах. В течение многих лет мастер преподавал в Академии Гран-Шомьер в Париже (с 1945). Командор ордена Почетного легиона (1966).Лит. Raynal M. Ossip Zadkine. Rome, 1921. Zadkine O. Comment je suis devenu sculpteur. Bruxelles, 1951. Cassou J. Zadkine. Amriswill, 1962. Zadkine O. Poemes. Londres, 1964. Jianou I. Zadkine. Paris, 1964. Zadkine O. Le maillet et le ciseau — Souvenirs de ma vie. Paris, 1968..

Значения в других словарях
Хуни

, Хуан де (Juni Juan de) Ок. 1507, Жуаньи — 1577, Вальядолид. Испанский скульптор французского происхождения. Родился в городке Жуаньи на границе Бургундии и Шампани, сформировался во Франции, где, возможно, испытал влияние К. Слютера, некоторое время находился в Португалии, затем долго жил в Италии, в 1539 приехал в Испанию. Первоначально работал в Леоне для монастыре Сан Маркос, украсив протяженный главный фасад здания медальонами с изображениями мифологических и исторических деятелей. Ему при..

Хюбнер

, Карл Вильгельм (Hubner, Carl Wilhelm) 1814, Кенигсберг — 1879, Дюссельдорф. Немецкий художник. Дюссельдорфская школа. Первые уроки брал у Р. Вольфа в Кенигсберге. В 1838—1841 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова и К. Ф. Зона. С 1841 имел собственную мастерскую в Дюссельдорфе. С 1856 был председателем объединения дюссельдорфских художников. Являлся также основателем объединения "Malkasten" ("Этюдник"), созданного в Дюссельдорфе во время революционных событий 1848. Молодые художн..

Цорн

, Андрес Леонард (Zorn, Andres Leonard) 1860, Мура — 1920, Стокгольм. Шведский живописец, график, скульптор. В 1877—1881 учился в Академии художеств в Стокгольме. Работал в Стокгольме, Англии (1882—1885). Посетил Италию (1882), Испанию (1884). В 1888—1896 жил в Париже, выставлялся в выставочных залах у Дюран-Рюэля, Ж. Пети вместе с молодыми художниками, отделившимися от академического Салона. Пользовался вниманием французской критики. Дружил с Либерманом и Эдельфельтом. В 1887 побывал в Алжире. ..

Чедини

, Костантино (Cedini, Costantino) 1741, Венеция — 1811, Венеция. Итальянский живописец, Последователь манеры Дж. Б. Тьеполо. В творчестве Чедини уже сказалось влияние эклектики. Он имел много заказов и пользовался большой известностью, будучи избранным в 1804 президентом Академии художеств Венеции. Подобно другим своим современникам, он цитировал приемы С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, обращался к модной технике гризайли. В одном из залов палаццо Эмо Каподилиста в Падуе (1770) художник изобразил сцену..

Дополнительный поиск Цадкин Цадкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цадкин" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цадкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 6 символа