Шантерен

213

, Никола (Chanterene, Nicolas) . — 1550 (?). Выходец из Франции, уроженец Лангедока. Португальский скульптор. Шантерен обогатил язык местных пластических форм мотивами ренессансной скульптуры. Его творчество связано с развитием в Португалии декоративного национального стиля мануэлино. Одно из первых известных произведений мастера — эффектный западный портал церкви Санта Мария де Белен в Лиссабоне (1517). Сохраняя пластический рисунок мануэлино, Шантерен обращается к бургундскому наследию, варьируя в изображении коленопреклоненной четы — короля Мануэла I и королевы Марии — композицию Клауса Слютера в портале монастыря Шанмоль в Дижоне. Подчиняя изобразительные формы идеальным стереотипам, мастер вместе с тем стремится к убедительной трактовке образов.

Работая до 1529 в основном в Коимбре и часто в содружестве с другими скульпторами, Шантерен обращался к разным жанрам — монументальному (т. Н. Порта Эспешиоза — северный портал романского собора. Огромные резные композиции в высоких плоских нишах — надгробия первых португальских королей в главной капелле церкви Санта Круш, многофигурный полихромный алтарь капеллы Сан Маркуш) и камерному (проникнутая мягким лиризмом Коленопреклоненная Мария из группы Благовещение, Коимбра, Музей Машаду де Каштру). Шантерену приписывается резная каменная кафедра проповедника (ок. 1522—1523) в церкви Санта Круш. Единственный в своем роде для Португалии тип памятника декоративной скульптуры наделен гармоничными пропорциями и при обилии мотивов — ясной композицией.

В основании кафедры — изваяние шестикрылого дракона. Фигурки летящих путти, статуи пророков и сивилл, львиные маски, головки херувимов, медальоны соседствуют с готическими формами и королевской эмблематикой. При преобладающем ренессансном характере коимбрской кафедры в ней проявляется типичное для португальского искусства первых десятилетий XVI в. Смешанность форм и ощущение произведения искусства как драгоценного изделия. Коимбрский период творчества Шантерена не укладывается в четкие стилевые рамки. Многое здесь еще не определилось, мастер ищет новое, но не всегда приходит к удачным результатам. Так, в созданном для дворцовой капеллы монастыря Пена в Синтре алтаре из алебастра и черного мрамора при всем торжественном великолепии этого памятника Шантерену не удалось объединить дробную композицию, подчиненную беспокойному пространственному и линейному ритму.

Но уже для дворца Синтры он создал из розового мрамора камин с атлантами и красивыми рельефами чисто ренессансного стиля. С 1533 по 1540 Никола Шантерен жил в Эворе, исполняя заказы и для других португальских городов. Работая при дворе в Эворе, в тесном общении с гуманистами в атмосфере преклонения перед культурой Италии, он окончательно сформировался как ренессансный мастер. К числу известных произведений данного периода следует отнести надгробия знатных сановников и эрудитов-гуманистов из окружения Жоана III. Творчество Шантерена концентрируется на поисках четкой тектоники, соразмерности и строгой гармонии архитектурно-декоративного образа. Пристенные гробницы-кенотафы, отражающие влияние классицизирующей скульптуры итальянского и французского Возрождения, представляют собой фронтонные композиции с плоскими нишами античного профиля и тщательно разработанными ордерными элементами.

Изображение усопшего обычно помещено в медальоне (надгробие архиепископа Альфонса Португальского, 1537, Эвора, Областной музей).Лит. Dos Santos R. Historia del arte portugues. Barcelona, 1960..

Значения в других словарях
Шагал

, Марк Захарович (Chagall, Marc) 1887, Лиозно, близ Витебска — 1985, Сен-Поль-де-Ванс. Русский и французский художник. Учился в Санкт-Петербурге, в школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих (1907), затем в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста (1908—1910). Ранние портреты, сцены провинциального быта написаны в примитивистской манере (Свадьба, 1909, частное собрание. Рождение, 1910, Цюрих, Кунстхауз). В 1910—1914 Шагал жил в Париже, где включился в среду литературного и худ..

Шампень

, Филипп де (Champaigne, Philipp de) 1602, Брюссель — 1674, Париж. Французский живописец фламандского происхождения. В 1621 приехал в Париж, жил в коллеже де Лан, основанном в XIV в., среди 16 учеников, изучающих искусства, в числе которых в это же время находился Пуссен. В 1622—1626 писал декоративные пейзажи для Люксембургского дворца. В работах этого периода очевидна его близость фламандской школе, таким художникам, как Корнелис де Вос (Девочка с соколом, 1628, Париж, Лувр) и Ван Дейк (в порт..

Шарден

, Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. С этой поры Шарден обращается к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам в "голландском" духе, полным любви и п..

Шассерио

, Теодор (Chasseriau, Theodore) 1819, Сент-Барб-де-Самана, Доминиканская республика — 1856, Париж. Французский живописец и график. В 12 лет поступил в мастерскую к Энгру, пораженному одаренностью мальчика. Уже в 17 лет выставил в Салоне (1836) 6 картин, из них Портрет матери, Адель Шассерио, Эрнест Шассерио и Художник Марилья позже попали в Лувр. Каллиграфическая чистота рисунка, усвоенная в мастерской Энгра, сочетается в картинах Шассерио с более живым колоритом, более свободной живописной мане..

Дополнительный поиск Шантерен Шантерен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шантерен" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шантерен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 8 символа