Шарден

169

, Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. С этой поры Шарден обращается к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам в "голландском" духе, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности (Ребенок с волчком, 1738. Молитва перед обедом, 1740. Утренний туалет, 1741, все — Париж, Лувр). Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена. "Кто вам сказал, что пишут красками.

Пользуются красками, а пишут чувством". В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро. "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, — они равно совершенны… Это — сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета". В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац. Галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр), или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником "тихой жизни", поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.

Последние годы его жизни были омрачены отставкой в Академии, охлаждением публики и ослабевшим зрением. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775. Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу.Лит. Немилова И. С. Шарден и его произведения в Эрмитаже. Л., 1961. Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981. Wildenstein V. Chardin. Zurich, 1963..

Значения в других словарях
Шампень

, Филипп де (Champaigne, Philipp de) 1602, Брюссель — 1674, Париж. Французский живописец фламандского происхождения. В 1621 приехал в Париж, жил в коллеже де Лан, основанном в XIV в., среди 16 учеников, изучающих искусства, в числе которых в это же время находился Пуссен. В 1622—1626 писал декоративные пейзажи для Люксембургского дворца. В работах этого периода очевидна его близость фламандской школе, таким художникам, как Корнелис де Вос (Девочка с соколом, 1628, Париж, Лувр) и Ван Дейк (в порт..

Шантерен

, Никола (Chanterene, Nicolas) . — 1550 (?). Выходец из Франции, уроженец Лангедока. Португальский скульптор. Шантерен обогатил язык местных пластических форм мотивами ренессансной скульптуры. Его творчество связано с развитием в Португалии декоративного национального стиля мануэлино. Одно из первых известных произведений мастера — эффектный западный портал церкви Санта Мария де Белен в Лиссабоне (1517). Сохраняя пластический рисунок мануэлино, Шантерен обращается к бургундскому наследию, варьир..

Шассерио

, Теодор (Chasseriau, Theodore) 1819, Сент-Барб-де-Самана, Доминиканская республика — 1856, Париж. Французский живописец и график. В 12 лет поступил в мастерскую к Энгру, пораженному одаренностью мальчика. Уже в 17 лет выставил в Салоне (1836) 6 картин, из них Портрет матери, Адель Шассерио, Эрнест Шассерио и Художник Марилья позже попали в Лувр. Каллиграфическая чистота рисунка, усвоенная в мастерской Энгра, сочетается в картинах Шассерио с более живым колоритом, более свободной живописной мане..

Швиттерс

, Курт (Schwitters, Kurt) 1887, Ганновер — 1948, Эмблсайд, Великобритания. Немецкий художник. Учился в Школе прикладного искусства в Ганновере, в Академиях художеств Дрездена и Берлина (1909—1914). В 1918 проходил курс архитектуры в Высшей технической школе в Ганновере. Ранние живописные работы отмечены влиянием кубизма и экспрессионизма. В кон. 1910 — нач. 1920-х стал одним из виднейших представителей направления дадаизма. Работал в одиночестве в Ганновере, но сотрудничал с берлинскими и цюрихс..

Дополнительный поиск Шарден Шарден

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шарден" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шарден, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа