Швиттерс

160

, Курт (Schwitters, Kurt) 1887, Ганновер — 1948, Эмблсайд, Великобритания. Немецкий художник. Учился в Школе прикладного искусства в Ганновере, в Академиях художеств Дрездена и Берлина (1909—1914). В 1918 проходил курс архитектуры в Высшей технической школе в Ганновере. Ранние живописные работы отмечены влиянием кубизма и экспрессионизма. В кон. 1910 — нач. 1920-х стал одним из виднейших представителей направления дадаизма. Работал в одиночестве в Ганновере, но сотрудничал с берлинскими и цюрихскими дадаистами. Деятельность Швиттерса охватывала самые различные сферы — поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. Свои произведения он обозначал слогом Merz (обрывок рекламного заголовка Kommerzbank, случайно возникший в одном из коллажей).

Этот осколок слова символизировал разрыв коммуникации, взаимообмена, отказ от "торговых" отношений. Первые мерц-картины созданы в 1919. Тогда же появились мерц-стихотворения, идея мерц-сцены. С 1920 Швиттерс трудился над мерц-строением — своеобразным скульптурно-архитектурным ассамбляжем, который, постепенно разрастаясь, заполнял мастерскую, соседние комнаты. В коллажах Швиттерса ветхие, тронутые порчей вещи (подобранные на улице трамвайные билеты, обрывки газет, веревок, тряпки, куски картона и фанеры) обретают художественный смысл, определяемый контекстом композиции. Так, округлые элементы (крышки, днища и ободы разных диаметров, рейки, натянутая бечевка) то уподобляются системе шестерен и рычагов (Образ рабочего, 1919, Стокгольм, Музей современного искусства), то ассоциируются с вращением светил, мерным движением космического механизма (Орбита, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Овальное зеркало с выложенным на нем иллюзионистическим натюрмортом-коллажем становится метафорой глаза, в котором сливаются "внешний" и "внутренний" образы, реальность и ее психическое отражение (Зеркало, 1920, частное собрание). Коллажи и ассамбляжи Швиттерса балансируют на грани хаоса и зарождающегося порядка, как будто художник, наблюдая энтропийные процессы разрушения, распыления вещей, предугадывает возможность их миметической или символической трансформации, самоорганизации новой системы из распавшихся элементов старой (Картина со светлым центром, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Мерц 169. Формы в пространстве, 1920, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия.

Мерцкартина 46А. Кегель, 1921, Ганновер, Музей Шпренгель). В 1923—1932 Швиттерс издавал журнал Мерц. В 1936—1940 жил в Люсакере, близ Осло, где им создано второе мерц-строение. Эмигрировав в Англию после захвата немцами Норвегии, поселился в Лондоне (1941), затем в Эмблсайде (1945). В работах 1930—1940-х проявилось влияние конструктивизма Эль Лисицкого и группы "Де Стейл" (Мондриан, Ван Дусбург). С 1932 был участником объединения "Абстракция—Творчество". В этот период художник особое внимание уделяет конструктивно-пластическим качествам коллажей, добиваясь зрительной согласованности, слаженности разнородных элементов. Наклейки бумаги и картона, напластования печатных текстов, графических знаков вызывают впечатление спрессованных, слипшихся пространственных диапазонов (Без названия <6D>, 1947, частное собрание).

В период 1960—1970-х усилился интерес к творчеству Швиттерса, поскольку многие его начинания предвосхитили поиски новейшего авангарда (коллажи поп-арта, инсталляция, перформенс, фонетическая и конкретная поэзия).Лит. Berggruen. Kurt Schwitters. Collages. Paris, 1954. Schmalenbach W. Kurt Schwitters. Munchen, 1984..

Значения в других словарях
Шарден

, Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. С этой поры Шарден обращается к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам в "голландском" духе, полным любви и п..

Шассерио

, Теодор (Chasseriau, Theodore) 1819, Сент-Барб-де-Самана, Доминиканская республика — 1856, Париж. Французский живописец и график. В 12 лет поступил в мастерскую к Энгру, пораженному одаренностью мальчика. Уже в 17 лет выставил в Салоне (1836) 6 картин, из них Портрет матери, Адель Шассерио, Эрнест Шассерио и Художник Марилья позже попали в Лувр. Каллиграфическая чистота рисунка, усвоенная в мастерской Энгра, сочетается в картинах Шассерио с более живым колоритом, более свободной живописной мане..

Шёнфельд

, Иоганн Генрих (Schonfeld, Johann Heinrich) 1609, Биберах-на-Рисе — 1683, Аугсбург. Немецкий живописец, гравер. Подобно И. Лиссу и К. Лоту, провел большую часть жизни в Италии. Тридцатилетняя война в Германии вынуждала художников покидать родину. С 1633 в Италии, где его привлекают очень разные мастера — Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, северные художники-итальянисты. Около 10 лет работал в Неаполе (с 1638), изучал реалистическую грубоватую манеру Б. Каваллино, его приемы передачи эффектн..

Шеффер

, Ари (Scheffer, Ary) 1795, Дордрехт — 1858, Аржантей. Французский живописец, представитель романтизма. В 1811 приезжает в Париж и поступает в мастерскую Герена. Работал в различных жанрах. Писал пейзажи с натуры (хранятся в Музее Дордрехта). Картины в духе романтизма. Обращался к современной тематике (Смерть Жерико, 1824. Женщины сулиотки, 1827, обе — Париж, Лувр). Нередко его вдохновляли образы литературных произведений. Паоло и Франческа — из Божественной комедии Данте (1835, Лондон, собрание..

Дополнительный поиск Швиттерс Швиттерс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Швиттерс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Швиттерс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 8 символа