Шпицвег

164

, Карл (Spitzweg, Carl) 1808, Мюнхен — 1885, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Самоучка. Мальчиком учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена. В 1828—1832 занимался в Мюнхенском университете на фармацевтическом факультете. В 1832 посетил Италию (Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, Падуя, Венеция). В 1833 под влиянием К. Х. Хансона обратился к занятиям живописью. В Академию художеств не был принят из-за возраста. Сблизился в нач. 1830-х с мюнхенскими художниками. Изучал и копировал произведения голландских мастеров в пинакотеке Мюнхена. В 1830—1840-е много путешествовал по Германии. Был в Нюрнберге (1838), в 1841 посетил Аугсбург, Ландсберг, Равенсбрюк, Ульм, в 1849 Дрезден, Лейпциг, Бамберг. В 1840, 1841, 1850 совершал поездки в Венецию, в 1841 в Швейцарию, в 1851 посетил Париж, затем Лондон, Антверпен, Вену (1862).

Начиная с сер. 1850-х жил и работал в Мюнхене и Берлине. В 1868 избран почетным членом мюнхенской Академии художеств. Испытал влияние Делакруа, Констебла, мастеров барбизонской школы. Известен также как акварелист, автор рисунков с натуры. В 1830—1850-е Шпицвег писал сценки в пейзаже и интерьере, повествующие о быте жителей немецких городов и воплотившие характерные черты бидермайера — раннего немецкого реализма. С юмором и теплотой передан колорит повседневных незамысловатых занятий немецких обывателей в картинах Любовное письмо (1839, Берлин, Гос. Музеи), Любитель кактусов (1845, Мюнхен, Новая пинакотека), Книжный червь (ок. 1860, Нью-Йорк, частное собрание). Как и другие мастера бидермайера, он любил изображать фигуры людей в саду (Вдовец, Мюнхен, Новая пинакотека), на террасе (Утреннее чтение, Берлин, Гос.

Музеи) или узких улочках старонемецких городов (Почтальон в Розентале, 1858, Марбург, Музей университета. Вечный жених, 1858, Эссен, частное собрание), пятнами яркого, наблюдаемого на натуре цвета передавая пластику распределения света и тени в пейзажном пространстве. В подобной манере живописи, характеризующей предимпрессионистическую стадию развития европейского пленэра, исполнены и полотна Прогулка в поле (1840—1846, Германия, частное собрание), Пикник (ок. 1860), Художник в саду (1882, оба — Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Девушка в горах (1873, Канада, частное собрание). Шпицвег избирает характерные для пленэристов 1860—1870-х темы, изображая прогулки под яркими зонтиками, "пикники", рисующих в саду художников, фигуры на берегу моря.

Красные пятна зонтиков дам в зелени листвы, на фоне желтого поля или синеющей морской дали вносят яркую цветовую доминанту в красочную гамму небольших полотен художника. Как и многие пленэристы 1860—1870-х, он придает утрированно горизонтальные или вертикальные форматы своим полотнам (Ласточки, 1870-е, Германия, частное собрание. Сидящие на холме девушки, 1873, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), что позволяет передать связь фигур с воздушной перспективой пейзажа. В искусстве XIX в. Шпицвег занял место как талантливый мастер бидермайера и подлинный пленэрист.Лит. Федотова Е. Д. Шпицвег. М., 2003. Albrecht M. Spitzweg Malerparaclies. Stuttgart, 1968. Wichmann S. Das Grosse Spitzweg. Wien, 1984. Geismeier W. Biedermeier.

Leipzig, 1986..

Значения в других словарях
Шоде

, Антуан Дени (Chaudet Antoine-Denis) 1763, Париж — 1810, Париж. Французский скульптор и живописец. Учился у Ж. Б. Штуфа и Е. Гуа. В 1781 в конкурсе на Римскую премию занял второе место, а в 1784 получил первую премию за композицию Иосиф, проданный своими братьями и уехал в Рим. Здесь он продолжает художественное образование во Французской академии (в Римском отделении ее), изучает произведения скульптуры и живописи мастеров античности, Ренессанса, XVII—XVIII вв. В 1789 вернулся из Италии и был ..

Шонгауэр

, Мартин (Schongauer, Martin) Ок. 1430—1435, Кольмар, Эльзас — 1491, Брейзах, Баден. Немецкий живописец, гравер и рисовальщик. Основам искусства обучался у отца-ювелира. В юношеские "годы странствий", традиционные для молодых немецких художников, посетил Бургундию, Нидерланды, возможно Испанию. Испытал влияние нидерландских живописцев — Рогира ван дер Вейдена и Г. Ван дер Гуса. Работал в Кольмаре (с 1471), где основал большую мастерскую живописи и гравюры, и Брейзахе (с 1489). Писал алтарные ком..

Штоскопф

, Себастьян (Stoskopff, Sebastian) 1597, Страсбург — 1657, Илштейн. Немецкий живописец. Видный мастер натюрморта XVII в. Родом из Эльзаса, граничащего с Фландрией, Германией, Францией, поэтому в его искусстве сказалось влияние художественных традиций этих школ. Как живописец сформировался в Рейнской области и во Фландрии, испытал также влияние Г. Флегеля, Я. Давидсона. Он был самобытным мастером, привнесшим в традиционный пышный и яркий барочный натюрморт ноты камерности, лиризма. Предметы в его..

Штосс

, Фейт (Stoss, Veit), в Польше — СТВОШ, Вит (Stwosz, Wit) Ок. 1447, Хорб, Швабия — 1533, Нюрнберг. Немецко-польский скульптор, живописец и гравер. Учился, вероятнее всего, в Нюрнберге, где и работал до 1477. В 1477—1496 — в Кракове, в 1496—1533 — в Нюрнберге. Главное произведение Штосса — грандиозный алтарь Мариацкого костела в Кракове (1477—1489). Им исполнены также алтарь Марии для церкви Спасителя монастыря кармелитов в Нюрнберге (1520—1523, ныне — в соборе Бамберга), группа Благовещение в це..

Дополнительный поиск Шпицвег Шпицвег

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шпицвег" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпицвег, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа