Штосс

273

, Фейт (Stoss, Veit), в Польше — СТВОШ, Вит (Stwosz, Wit) Ок. 1447, Хорб, Швабия — 1533, Нюрнберг. Немецко-польский скульптор, живописец и гравер. Учился, вероятнее всего, в Нюрнберге, где и работал до 1477. В 1477—1496 — в Кракове, в 1496—1533 — в Нюрнберге. Главное произведение Штосса — грандиозный алтарь Мариацкого костела в Кракове (1477—1489). Им исполнены также алтарь Марии для церкви Спасителя монастыря кармелитов в Нюрнберге (1520—1523, ныне — в соборе Бамберга), группа Благовещение в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1517—1518), несколько Распятий. В Мариацком костеле Кракова (1492), в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (ок. 1500), в церкви Св. Зебальда в Нюрнберге (1520). За исключением каменного краковского Распятия материал всех этих работ — дерево.

К каменной пластике Штосс обращался при исполнении надгробий короля Казимира IV (ок. 1492, Краков, Вавельский собор), прелатов церкви Петра Бнинского (ок. 1494, Влоцлавек, собор) и Збигнева Олесницкого (ок. 1495, Гнезно, собор). Главный алтарь Мариацкого костела в Кракове стал одним из наиболее значительных созданий европейской пластики переходной эпохи от готики к Возрождению. Это сложное по своему строению монументальное произведение (высота — 13 м, ширина — почти 11 м). В нем две пары створок (для будней и праздников). В центральной скульптурной части праздничной стороны изображена многофигурная группа Успение Девы Марии, которая фланкируется шестью рельефными сценами — эпизодами из жизни Девы Марии и Сына.

Будничная сторона занята 12 рельефными композициями, посвященными также Деве Марии и Христу. Сооружение увенчивается архитектурным навершием готического рисунка с несколькими группами и фигурами. Алтарь вырезан из дерева и ярко расписан самим мастером (основные цвета — золото, красный, синий и зеленый), что придает ему необычайно мажорный характер. В художественно-пластическом решении алтаря видно и следование готической традиции, и гениальное предвосхищение нового, ренессансного, образного языка. Коленопреклоненная, изнемогающая Дева Мария окружена апостолами, каждого из которых скульптор наделил индивидуальным характером. Но это люди, существующие в мире возвышенно героических чувств. Драматический накал страстей, выражаемый жестами, позами, бурно развевающимися складками одежд, звучными цветовыми пятнами, подчинен строгой композиционной упорядоченности.

Ясность и уравновешенность в расположении действующих лиц сообщает эмоциональному звучанию сцены торжественность и величие. Новая грань таланта Штосса раскрылась в мемориальной пластике, к которой он обратился, находясь в Польше. В надгробии Казимира IV мастер, следуя готической традиции, создал свободно стоящий мраморный саркофаг, на боковых стенках которого помещены рельефы, изображающие представителей разных сословий Польши с гербами польских земель, а на крышке — фигура покоящегося короля. Саркофаг окружен готическим балдахином. Материалом сооружения послужил красный мрамор с белыми прожилками. Кажется, что болезненно исхудалое лицо усопшего исполнено с натуры. В трактовке его нет ни готического натурализма, ни какой-либо схемы — оно индивидуально и покоряюще "жизненно", хотя и изображен умерший.

Пластична и объемна его фигура, облаченная в мантию, ниспадающую крупными складками. Сходны по типу и трактовке и два других надгробия мастера, созданные в Польше. По-особому решена надгробная плита-эпитафия итальянскому гуманисту Филиппо Буонаккорси (ок. 1496, Краков, Доминиканский костел). Он был широко образованным человеком, королевским секретарем и учителем сыновей Казимира IV, поэтому получил в Польше прозвище "Каллимах" (по имени эллинистического поэта и ученого). Штосс, по-видимому, исполнил лишь модель плиты, отлита же она была лишь через 10 лет, уже в Нюрнберге в мастерской Фишеров. Несмотря на известные готицизмы, сказывающиеся прежде всего в условной трактовке ломких складок одежды, эпитафия отличается несомненной новизной содержания.

Ученый изображен сидящим за пюпитром в кабинете. Его фигура органично вписана в прямоугольник центрального поля. Внизу — хвалебная латинская надпись-эпитафия, по сторонам — типичный ренессансный орнамент. Трактовка образа, подробный натюрморт, интерес к решению пространственной задачи вызывают в памяти живописные и гравированные портреты эпохи Раннего Возрождения, как бы воспроизведенные здесь в технике скульптурного рельефа. Вернувшись в Нюрнберг, Штосс продолжал работать в тех же жанрах скульптуры, которые он разрабатывал в Польше. Несмотря на сложные перипетии своей жизни, вызванные неудачными финансовыми спекуляциями, мастер не терял жажды творчества. В его искусстве все заметнее проявляются новые тенденции, связанные с формированием стиля Возрождения в Германии.

Это сказывается в полнокровности изображения человека, в поисках большей пространственности в рельефных композициях, в появлении новых форм и видов пластики. Одним из интереснейших творений этого периода является нюрнбергское Благовещение. Фигуры архангела и Девы Марии заключены в овальную раму из розеток и находятся в главном нефе церкви. Ярко раскрашенные, позолоченные и к тому же освещенные многочисленными свечами, они воспринимаются как нечто фантастическое. Вместе с тем в самих образах нет никакой готической мистики и спиритуализма. Величавое достоинство и совершенная красота персонажей придают этому произведению подлинно ренессансное звучание. В исполненных несколькими годами позже рельефах алтаря для нюрнбергской церкви Спасителя ощущается все больший интерес мастера к передаче пространства.

Основная группа центральной сцены Поклонение младенцу Христу решена в нескольких планах, за ней развернут еще и пейзажный фон, в который включены бытовые сцены. Мастер отказывается здесь от обычной для него раскраски дерева, стремясь достичь пространственного единства с помощью разницы в масштабе фигур. Так, к концу своей художественной деятельности Штосс приближается к созданию ренессансных по духу произведений.Лит. Савицкая В. И. Вит Ствош. М., 1977. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Lutze E. Veit Stoss. Berlin. Munchen, 1968. Veit Stoss in Nurnberg. Berlin. Munchen, 1983. Skubiszewski P. Wit Stwosz. Warszawa, 1985. Wit Stwosz. Studia o sztuce i recepcji. Warszawa. Poznan, 1986..

Значения в других словарях
Шпицвег

, Карл (Spitzweg, Carl) 1808, Мюнхен — 1885, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Самоучка. Мальчиком учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена. В 1828—1832 занимался в Мюнхенском университете на фармацевтическом факультете. В 1832 посетил Италию (Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, Падуя, Венеция). В 1833 под влиянием К. Х. Хансона обратился к занятиям живописью. В Академию художеств не был принят из-за возраста. Сблизился в нач. 1830-х с мюнхенскими художниками. Изучал и копиров..

Штоскопф

, Себастьян (Stoskopff, Sebastian) 1597, Страсбург — 1657, Илштейн. Немецкий живописец. Видный мастер натюрморта XVII в. Родом из Эльзаса, граничащего с Фландрией, Германией, Францией, поэтому в его искусстве сказалось влияние художественных традиций этих школ. Как живописец сформировался в Рейнской области и во Фландрии, испытал также влияние Г. Флегеля, Я. Давидсона. Он был самобытным мастером, привнесшим в традиционный пышный и яркий барочный натюрморт ноты камерности, лиризма. Предметы в его..

Штук

, Франц фон (Stuck, Franz von) 1866, Теттенвейзе, Нижняя Бавария — 1928, Мюнхен. Немецкий живописец, график. Мюнхенская школа. В 1881—1884 учился в Политехнической школе Мюнхена. В 1885 посещал классы мюнхенской Академии художеств, но в основном самоучка. Испытал влияние Бёклина и Ленбаха. Работал в Мюнхене. С 1895 преподавал в мюнхенской Академии художеств. Один из основателей (1892) и президент "Мюнхенского Сецессиона", который, как и возникшие позднее берлинский и венский, стал очагом германс..

Шух

, Карл (Schuch, Karl) 1846, Вена — 1903, Вена. Австрийский живописец. Обучался в Академии художеств Вены (1865—1866) у пейзажиста Л. Халаушека. Работал в Мюнхене, где сблизился с В. Лейблем в 1870—1872 и пейзажистом В. Трюбнером. В 1868—1870 путешествовал по Италии. В 1872—1873 жил в Риме, Венеции. В 1882—1894 в Париже. Посетил также Бельгию, Голландию, озеро Хартензее (1873), Олевано в Италии (1875). Лето 1878, 1880—1881 провел в Австрии (во Фрезе, Швиловзее, Кенсдорфе) со своим другом и биогра..

Дополнительный поиск Штосс Штосс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штосс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штосс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа