Энсор

216

, Джеймс (Ensor, James) 1860, Остенде — 1948, Остенде. Бельгийский живописец английского происхождения. Учился в Академии художеств Брюсселя у Я. Порталса. В 1880 посетил Лондон, Париж, Голландию. С 1881 жил в Остенде. Основатель брюссельской группы "ХХ" (1884). С 1905 член объединения художников Антверпена "Современное искусство". В Остенде при Художественном музее создано "Общество друзей Энсора", занимающееся популяризацией его произведений, изданием книг о художнике. В 1879—1880-х Энсор начинал как реалист, писал сцены в интерьере, натюрморты, пейзажи, портреты. Интерес художника к передаче характерного в облике моделей проявился в портретах (Дама с курносым носом, 1897, Антверпен, Королевский музей изящных искусств.

Папаша Энсор, 1881, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и изображении бытовых сцен (Буржуазный салон, 1881, Брюссель, частное собрание. Обогревающийся больной нищий, 1882, Остенде, Музей). Подобное живое и острое восприятие человека сформировалось у художника под влиянием французской живописи 1880-х. Близость к Мане обнаруживает полотно Поедательница устриц (1882, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Натюрморт с разнообразными стеклянными сосудами, пышными яркими розами в вазе, бокалами-ремерами на столе напоминает фламандские и голландские "завтраки". Столь же живописен Натюрморт (1896, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), напоминающий полотна Снейдерса с их щедрым изобилием даров природы.

Более изыскан в подборе предметов натюрморт Голубой флакон (1880, Антверпен, частное собрание), в колористической гамме которого сказалось увлечение Энсора искусством Э. Мане. Теплотой передачи модели в "естественной среде интерьера" напоминают произведения де Гру такие работы, как Мальчик с лампой (1880, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и Дама в голубом (1881, Бельгия, частное собрание). В сер. 1880-х художник обращается к написанию сюжетов, отразивших новые художественные поиски. В полотне Въезд Христа в Брюссель (1888, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) образ из христианской истории и картина современной действительности, изображенная в зловеще-гротескном плане, противопоставлены как два чуждых мира — возвышенный и бездушный, истинный и ложный, мифический и современный.

В экспрессивно-утрированной манере переданы возглавляющий въезд оркестр, беснующаяся толпа с лозунгами и знаменами, искаженные лица-маски горожан. Интерес художника к созданию образов обобщающего философского содержания сформировался под влиянием эстетики европейского символизма кон. XIX в., а также известного бельгийского писателя М. Метерлинка. Характерный для символистов образ смерти как некоего призрачного неизбежного фантома Энсор трактует в гротескном плане в картинах Дерущиеся скелеты (1891, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Скелет в мастерской (1900, Брюссель, частное собрание), серии офортов Смерть, преследующая людей (1890-е). В картинах Рассерженные маски (1883, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Автопортрет с масками (1883, Антверпен, частное собрание), Обычные маски (1892, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Интрига (1890, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Смерть мастера (1920, Брюссель, частное собрание) гротескный образ-символ маски на лицах людей раскрывает сложность, многоликость, непредсказуемость эмоционального мира человека.

Яркие, неожиданные по сопоставлению цветовых зон полотна Энсора предельно выразительны в своем решении, не нарушающем, однако, общую конструктивность формы. Интерес к подсознательному, интуитивному в образе человека, гротескная его интерпретация художником-символистом оказали влияние на европейскую живопись XX в.Лит. Legrand F.-C. Ensor cet inconnu. Documentation et Catalogue par G. Ollinger-Zinque. Bruxelles, 1971. Verhaeren E. James Ensor / Pref. Di M. M. Girodent. Bruxelles, 1980. Schumann H. James Ensor. Dresden, 1985..

Значения в других словарях
Эльсхеймер

, Адам (Elsheimer, Adam) 1578, Франкфурт-на-Майне — 1610, Рим. Немецкий живописец. Учился у Ф. Уффенбаха во Франкфурте (с 1593). Работал в основном в Венеции (1598—1600) и Риме (с 1600), где был близко знаком с жившими там нидерландскими мастерами. Испытал влияние молодого Караваджо. Известен главным образом поэтическими пейзажными композициями, включающими в себя античные или евангельские сцены и фигуры. Художника интересовали проблемы света и тени, и он обращался то к эффектам искусственного о..

Энгр

, Жан Огюст Доминик (Ingres, Jean Auguste Dominique) 1780, Монтобан — 1867, Париж. Французский живописец и график. Один из крупнейших художников XIX в., выступал в защиту традиций классицизма. Первые уроки получил у отца — Жозефа Энгра, художника-миниатюриста и скульптора. В 1791 поступил в Королевскую академию в Тулузе, учился у Ж. Рока (живопись) и Ж. П. Вигана (скульптура). Одновременно брал уроки игры на скрипке, был солистом местного оркестра. Музыкальная одаренность Энгра сказалась и на ег..

Эпстейн

, Джекоб (Epstein, Jacob) 1880, Нью-Йорк — 1959, Лондон. Английский скульптор американского происхождения. Принадлежал к семье еврейских эмигрантов из России. В период 1894—1902, занятый на разных работах, в свободное время посещал занятия в художественной школе "Арт стьюдентс лиг". Решив стать скульптором, поступил на предприятие бронзового литья, одновременно занимаясь на вечерних курсах под руководством Дж. Г. Барнарда. В 1902 отправился в Париж, где продолжил образование в Школе изящных иску..

Эрнст

, Макс (Ernst, Max) 1891, Брюль, близ Кёльна — 1976, Париж. Немецкий художник. Представитель сюрреализма. В 1908—1914 изучал в Боннском университете философию, психиатрию, историю искусств. С 1909 начал всерьез заниматься живописью. Ранние работы отмечены влиянием Ван Гога, Гогена, Моне. В 1913 впервые посетил Париж. Состоявшееся в 1914 знакомство с Арпом переросло в дружбу. В 1914 был завербован и участвовал в военных действиях до 1918, но не оставлял занятий искусством. После демобилизации пос..

Дополнительный поиск Энсор Энсор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Энсор" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Энсор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа