Эпстейн
, Джекоб (Epstein, Jacob) 1880, Нью-Йорк — 1959, Лондон. Английский скульптор американского происхождения. Принадлежал к семье еврейских эмигрантов из России. В период 1894—1902, занятый на разных работах, в свободное время посещал занятия в художественной школе "Арт стьюдентс лиг". Решив стать скульптором, поступил на предприятие бронзового литья, одновременно занимаясь на вечерних курсах под руководством Дж. Г. Барнарда. В 1902 отправился в Париж, где продолжил образование в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана. При посещениях Лувра увлекся скульптурой древневосточных цивилизаций. В 1905 переселился в Лондон, в 1911 получил гражданство Великобритании. Первая выполненная им крупная работа — 18 статуй на фасаде Британской медицинской ассоциации (1907—1908) — вызвала бурю общественного возмущения, обвинения в непристойности, и в 1937 скульптуры были варварски искалечены.
В дальнейшем карьера Эпстейна сопровождалась такими же скандалами и агрессивными выпадами публики, протестовавшей против нового пластического языка. Созданный им памятник Оскару Уайльду на парижском кладбище Пер-Лашез (1911—1913) два года простоял под брезентом, поскольку фигура ангела, выполненная по мотивам ассирийской пластики, также была воспринята как оскорбление общественной нравственности. Пребывание в Париже в 1912—1913, близкое знакомство с Пикассо, Брынкуши, Модильяни укрепили уверенность Эпстейна в правильности избранного пути, усилило его интерес к лаконичным формам архаики и африканского "примитива". Вернувшись в Англию, он сблизился с художниками авангардного направления вортицизма. Самое значительное произведение этого времени — Пневматический молот (1913—1915).
Футуристическая роботоподобная фигура, водруженная на штатив с реальным механизмом, символизировала, по замыслу мастера, сращение человека и техники (сохранилась лишь верхняя часть скульптуры, Лондон, галерея Тейт). В дальнейшем Эпстейн отстраняется от авангардных новаций, обращаясь к историческим традициям Европы и Востока. Однако и другие его монументальные работы также вызывали негодование публики, сопровождавшееся актами надругательства и вандализма. Такая участь постигла памятник натуралисту и писателю Хадсону, созданный по мотивам греческих надгробных стел (1925, Лондон, Гайд-парк), и аллегорические рельефы Ночь и День, в которых ренессансные сюжеты претворены в мощных формах архаики (1928—1929, Лондон, здание транспортного управления).
В работах на сюжеты Священной истории скульптор стремился возродить монументальные традиции средневековой пластики (Генезис, 1931, Манчестер, Художественная галерея Уитворт. "Се Человек", 1934—1935, Ковентри, собор. Лазарь, 1947—1948, Оксфорд, капелла Нового колледжа). Его настенные скульптурные группы Мадонна с Младенцем (1952, Лондон, монастырь св. Младенца Иисуса), Архангел Михаил и дьявол (1956—1958, Ковентри, собор) отличаются красивым рисунком силуэта, выразительностью объемов, тонкой моделировкой бронзовых поверхностей. К числу монументальных работ Эпстейна относится также выполненный по заказу тред-юнионов памятник жертвам войны (1956—1957, Лондон, Конгресс-хаус). В портретах Эпстейна душевная жизнь человека передана в порывистых позах и эмоциональной, трепетной игре светотени (Сенегальская женщина, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс.
Джозеф Конрад, 1924, Манчестер, Гор. Художественная галерея. Ориоль Росс, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Альберт Эйнштейн, 1933, Лондон, галерея Тейт). После Второй мировой войны Эпстейн достиг широкого общественного признания, удостоился многих почетных наград, в 1954 получил рыцарское звание.Лит. Epstein J. Let There Be Sculpture. An Autobiography. London, 1940. Silber E. The Sculpture of Epstein with a Complete Catalogue. Oxford, 1986..
Дополнительный поиск Эпстейн
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпстейн" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпстейн, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 7 символа