Юккер

194

, Гюнтер (Uecker, Gunther) Род. 1930, Вендорф, Мекленбург. Немецкий художник. Учился в школе прикладного искусства Берлина-Вейзензе (1949—1953). В 1953 переехал в Западный Берлин. Обучался в Гос. Художественной академии Дюссельдорфа (1955—1958). Свое творчество связывал с традициями искусства К. Малевича и П. Мондриана, а также с некоторыми идеями конструктивизма. С 1957 Юккер под влиянием И. Клейна погрузился в теософию и дзен-буддизм. Участвовал в общих выставках вместе с Х. Маком и О. Пине (с 1958) и стал официальным членом группы "Зеро" (1961—1966). Называя свое творчество "дорогой к живописи", Юккер с 1958 создавал объекты и рельефы с гвоздями, часто раскрашивая их в белый цвет. Забивая гвоздь, мастер демонстрировал простое действие, которое содержало в себе некий творческий потенциал.

В монотонном повторе механического движения заключалась идея бесконечной жизненной силы, к которой может приобщиться любой человек (принцип серийности произведений также лег в основу творческой стратегии художника и нес заряд оптимизма). Белую краску Юккер, проассоциировав с синтезом всех существующих в мире цветов, интерпретировал крайне субъективно — как триумф над тенью жизни и небытием (Куб, куб, 1967, Дюссельдорф, собрание художника. Художественная акция в помещении Пианохаус Кол, 1964, Гельзенкирхен). Открытый вибрирующий мир своих кинетических произведений Юккер рассматривал как зону поиска не только новаторской изобразительной формы, но и новой философии жизни. Прибитый гвоздь хранил на себе отпечаток руки художника, был свидетелем его физического действия.

Свое искусство "нокаутирующего удара" Юккер превратил в подобие телоскопии и фотосинтеза. Вибрирующие световые структуры художник рассматривал как способ проекции духовного света из глубин интеллектуальной памяти в открытый космос. В 1964 на выставке Документа 3 в Касселе Юккер представил произведения, выполненные в соавторстве с Х. Маком и О. Пине, — иллюминированные электромеханические конструкции в виде железных дисков с многочисленными дырочками и прорезанными буквами текста (Серебряная мельница, 1964, Мёнхенгладбах, собрание Х. Мака. Белая световая мельница, 1964, Дюссельдорф, собрание художника). Однако из-за своего увлечения теософией и синкретической религией Юккер чувствовал себя одиноко внутри объединения "Зеро", которое впоследствии он иронично назвал "буржуазно-интеллектуальным брудершафтом".

С 1970-х Юккер конструировал механизированные мельницы. Движение их подчеркнуто простой архаической формы предрасполагало к тишине и создавало необходимое пространство для медитации. С помощью вращения деревянного горизонтального кола, украшенного несколькими десятками коротких веревок, можно было разровнять песок по аккуратной форме круга и даже начертить на нем кольцевые линии (Мельница-бич, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Художник издавал собственную Газету Юккера (1968—1982). Работал вместе с Гёцем Фридрихом над сценическими декорациями к оперным постановкам Р. Вагнера (Парсифаль, 1976. Тристан и Изольда, 1981, обе — в Гос. Опере Штутгарта). Экспериментировал с языком изобразительного искусства и создавал нетрадиционную объемную графику с помощью тиснения бумаги (Звезда Давида, 1995, Берлин, собрание Бундестага).

С 1986, после катастрофы на украинской атомной станции в Чернобыле, художник обратился к философской проблеме жизни и смерти человека. Монтировал вместе с гвоздями камни, а также неизменно покрывал доски белым клеем и пеплом (Пепелище, 1992—1993. Пепельный сад, 1992, обе — Дюссельдорф, собрание художника). Пепел, напоминая "сожженный свет", рассматривался им как метафора душевной субстанции. Причисляя себя к особому "восточному", глубоко меланхолическому типу мышления, он много путешествовал. Возвратившись из большого путешествия по Транссибирской магистрали через Сибирь, Монголию, Китай, а также поездки в Японию (1984), Юккер начал активно работать с деревом. Появилась скульптурная серия высоких пней с символической кроной из настоящих гвоздей (Дерево, 1992, Дюссельдорф, собрание художника).

Отныне непосредственное присутствие гвоздей Юккер часто заменял простой метафорой, которую олицетворяли в себе его монументальные конструкции из длинных белых кольев (Дорога с препятствиями, 1992, Дюссельдорф, собрание художника). Ощущая себя настоящим кочевником, Юккер предпочитает проводить время в непрерывных путешествиях по разным странам. К примеру, он посетил Южную Америку (1971), Африку (1972—1973), Азию (1974), Исландию (1985), Россию (1987), Южную Корею (1988).Лит. Юккер. Центральный Дом художника на Крымском валу 14 сентября — 1 ноября 1988. Каталог выставки. М., 1988. Stachelhaus H. Zero. Dusseldorf u. A. 1993. Uecker Gunther. Der geschundene Mensch. Katalog / Hrsg. Von Institut fur Auslandsbeziehungen. Stuttgart, 1993..

Значения в других словарях
Этти

, Уильям (Etty, William) 1787, Йорк — 1849, Йорк. Английский живописец. Отразил в своем творчестве искания рубежа эпох, связанные со сломом традиций XVIII в. И рождением новых художественных идей и форм. Его искусство представляет собой романтизированную версию "большого стиля". Происходил из многодетной семьи мельника, с раннего возраста проявил интерес к изобразительному искусству. В течение 7 лет обучался у гравера в Халле, а затем, после переезда в Лондон, учился рисовать с антиков и сделал ..

Эшер

, Мауритс Корнелис (Escher, Maurits Cornelis) 1898, Леуварден — 1972, Барн. Голландский график. В 1919—1922 обучался в Школе декоративного искусства в Гарлеме, получив специальность резчика по дереву. Позднее посвятил себя литографии и ксилографии. В 1922—1934 жил в Италии, затем в Швейцарии, Бельгии. В 1941 вернулся в Нидерланды, обосновавшись в Барне. Ранние гравюры — природные и городские пейзажи, выполненные в реалистической манере. Однако, покинув Италию, Эшер приступает к экспериментам, де..

Юль

, Йенс (Juel, Jens) 1745, остров Фунен — 1802, Копенгаген. Датский живописец. Работал в жанре портрета и пейзажа. Обучался в Гамбурге (1760—1765). Испытал здесь влияние манеры старых голландских мастеров. Затем продолжил образование в Академии художеств Копенгагена (1765—1772), получив в 1771 золотую медаль и право на стипендию Академии. Начал работать в портрете, изображая модели в манере датской портретной живописи рококо (Портрет знатной дамы с сыном, 1799—1800, частное собрание). Часто изобр..

Юорт

, Ханс (Eworth, Hans) Сведения 1540—1573. Англо-фламандский живописец. Наиболее значительная фигура в английском искусстве сер. XVI в. Сведения о его жизни отрывочны, атрибуция произведений затруднена в связи с тем, что имя художника появлялось в документах во множестве вариантов написания. В настоящее время принято считать, что его кисти принадлежат работы, подписанные монограммой HE. В 1540 имя мастера было внесено в список антверпенской гильдии Св. Луки. На формирование мастера, очевидно, ока..

Дополнительный поиск Юккер Юккер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юккер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юккер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 5 символа