Альтюссер (Аlthusser) Луи

129

(1918-1990) - фр. Философ-марксист. Испытывал влияние структурализма и неорационализма. В своих работах исследует проблемы общественного развития, истории философии, диалектики, гносеологии, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики.В работах 1960-х гг. ("За Маркса", "Читать Капитал" (в соавт.) и др.), принесших А. Широкую известность, он выражает обеспокоенность наличием во фр. Марксизме теоретической пустоты, отсутствием теоретической традиции, недооценкой роли теории вообще и филос. Теории в особенности. А. Ставит цель способствовать оживлению интереса к философии как области фундаментальных исследований, необходимых не только для общественных и гуманитарных наук, но и для естествознания, поскольку философия является своеобразной "совестью науки", а также уберечь философию от опасности превращения ее в служанку политики, сведения ее к комментариям текущей политики.В рамках поставленных задач А.

Выступает против наметившегося крена фр. Марксизма в проблематику человека и гуманизма, считая, что это противоречит и сути марксизма, и творческой эволюции К. Маркса. Он отмечает, что на начальном этапе Маркс действительно опирался на "философию человека", которая служила ему теоретическим фундаментом. Однако с 1845 Маркс порывает с прежней концепцией и переходит на строго научные позиции, направляя все свое внимание на изучение структуры общества, способа производства, общественных отношений и т.д. Между "молодым" и "зрелым" Марксом произошел "эпистемологический разрыв", в результате которого было создано новое учение об обществе, исходя из которого Маркс критически оценивает гуманизм. Все это, как полагает А., дает основание считать, что марксизм есть "теоретический антигуманизм".А.

Утверждает, что понятие гуманизма является не научным, а идеологическим, за ним нет к.-л. Реальности, оно не играет познавательную роль. Не отрицая практическую важность гуманизма как идеологии, А. Выступает за радикальное отделение науки и теории от идеологии. Он ратует за построение "чистой" теории, свободной от всякого эмпиризма и прагматизма. Для достижения этого он фактически противопоставляет теорию и практику и выдвигает понятие "теоретической практики", у которой имеется свой собственный объект и которая производит свой собственный продукт - знание. Марксистская философия выступает при этом как "теория теоретической практики", т.е. Как метатеория и метанаука, разрабатывающая методологию научной деятельности.

В стремлении очистить марксистскую философию от гуманизма, А. Подчеркивает антисубъектную направленность своей концепции и в духе структурализма определяет историю как "процесс без субъекта".В работах 1970-х гг. ("Элементы самокритики" (1974), "Позиции" (1976) и др.) А. Вносит коррективы в свою концепцию, признает, что допускал "теорицистский уклон" и увлечение структуралистской терминологией. Вместе с тем он продолжает развивать свое понимание философии и ее связей с политикой, разрабатывать проблемы структуры общества, соотношения науки и идеологии. Pour Marx. Paris, 1965. Lire le "Capital" (encollaboration). Paris, 1965. Elements d'autocritique. Paris, 1974. Positions. Paris, 1976.Грецкий М.М. Марксистская философия в современной Франции.

М., 1984..

Значения в других словарях
Альтруизм

(фр. Altruisme от лат. Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. Людей. Термин "А." был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию "эгоизм". Вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19 в. Под влиянием утилитаризма А. Понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к..

Альтузий (Аlthusius) Иоанн

(род. 1557, Диденгаузен, Вестфалия – ум. 1638, Эмден) – нем. Философ права. С 1586 профессор Херборнского ун-та. С 1604 – адвокат. Развивал учение о том, что люди могут объединяться в зависимости от побуждений и потребностей, результатом чего может быть договор. Народ – это «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. Corpus symbioticum). Он имеет все суверенные права также и по отношению к зависящему от его воли правительству. Правительство, по Альтузию, должно осуществлять в перву..

Альтюссер (Аlthusser) Луи Пьер

(1918—1990) — французский философ, крупнейший представитель неомарксизма. Член ФКП (1948—1980), участник войны в Испании и Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль. Основные сочинения. "За Маркса" (1965), "Читать "Капитал" (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), "Философия и житейская философия выдающихся ученых" (1967, опубликована в 1974), "Ленин и философия" (1969), "Идеология и идеологические аппараты государства" (1970), "..

Альфред Сарашельский (Аlfredus Аnglicus)

(род. Ок. 1175, Гэлл – ум. 1245) – англ, схоласт. Учился в Париже. В своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой – как энтелехию (см. Энтелехия) тела (согласно Аристотелю). Сердце, с его точки зрения, является обиталищем души.. ..

Дополнительный поиск Альтюссер (Аlthusser) Луи Альтюссер (Аlthusser) Луи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Альтюссер (Аlthusser) Луи" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Альтюссер (Аlthusser) Луи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 25 символа